ВЛИЯНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИИ
Андронова Ульяна Андреевна
студентка, кафедра экономической политики и экономических измерений,
Государственный университет управления,
РФ, г. Москва
IMPACT OF THE SHADOW ECONOMY ON ECONOMIC SECURITY IN RUSSIA
Andronova Ulyana
student, Department of Economic Policy and Economic Measurement,
State University of Management,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Целью научной статьи выступает проведение анализа тенденций развития теневого сектора экономики Российской Федерации и ее воздействия на национальную экономическую безопасность. Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за наличия высокой доли теневой экономики формируются барьеры социально-экономического развития государства. В рамках статьи рассмотрены причины формирования теневой экономики. Проанализированы аспекты влияния теневого сектора на экономическую безопасность России.
ABSTRACT
The purpose of the scientific article is to analyze the trends in the development of the shadow sector of the economy of the Russian Federation and its impact on national economic security. The relevance of the study is due to the fact that due to the presence of a high share of the shadow economy, barriers to the socio-economic development of the state are formed. Within the framework of the article, the reasons for the formation of the shadow economy are considered. The aspects of the influence of the shadow sector on the economic security of Russia are analyzed.
Ключевые слова: теневая экономика; внелегальная экономика; теневой бизнес; теневой сектор; экономическая безопасность государства.
Keywords: shadow economy; extralegal economy; shadow business; shadow sector; economic security of the state.
Теневой бизнес – острая проблема для многих стран. Внелегальная экономическая деятельности встречается не только в России, но в отечественной практике она имеет повышенный уровень актуальности. Обусловлено это тем, что из-за высокого объема теневого сектора экономики формируются институциональные барьеры социально-экономического развития государства и обеспечения ее национальной экономической безопасности. К тому же, теневая экономика включает в себя не только «серую» бизнес-деятельности и зарплаты в конвертах, но и криминальную деятельность хозяйствующих субъектов, торговлю оружием, наркотическими средствами и т.д.
По данным МВФ в экономике России примерно треть валового внутреннего продукта сосредоточено в теневом секторе. Если брать страны с развитой экономикой, то их показатели значительно ниже – с диапазоне 6-12% [1].
Развитие теневого сектора в экономике страны приводит к следующим негативным последствиям, среди которых [2]:
- снижение объема поступления налоговых доходов в федеральный бюджет;
- повышение уровня коррупции в государственном секторе;
- увеличение объема производства нелегальной продукции, не поддающейся сертификации и системе контроля качества;
- снижение уровня инвестиционной привлекательности рынков;
- повышение вероятности ухода других легальных бизнес-субъектов во внелегальное поле.
Экономика России в 2020-2022 гг. в условиях пандемии коронавируса сталкивается с угрозой и риском увеличения темпов роста масштабов внелегальной сферы экономики, что обусловлено следующими негативными последствиями кризиса Covid-19, среди которых [5]:
- падение уровня личных доходов населения;
- рост уровня безработицы и снижение занятости (т.е. количества рабочих мест, создаваемых предприятиями);
- снижение уровня деловой активности предпринимательских субъектов;
- снижение уровня инвестиционной активности предпринимательских субъектов;
- снижение уровня покупательной способности населения и падение совокупного спроса;
- снижение объемов производства товаров и услуг предприятиями и падение совокупного предложения.
На рисунке 1 проанализируем динамику развития теневого сектора экономики России.
Рисунок 1 – Динамика объема теневого сектора экономики России за период 2012-2020 гг.
Важно отметить то, что стремительный рост теневого бизнеса произошел в 2015 году, на следующий год после наступления кризиса. Увеличение внелегальной экономики было с 12,35 трлн рублей до 23,4 трлн рублей. В 2017 году было снижение объема до 18,9 трлн рублей, но потом рост возобновился, пока по итогам 2020 года не составил новый рекорд в размере 26,6 трлн рублей.
Формирование и развитие внелегальной экономики в России одна из ключевых проблем государственного управления социально-экономическим развитием страны, поскольку из-за 26,6 трлн рублей теневого бизнеса остается не реализация настоящего потенциала российского предпринимательства и конкурентной политики.
Среди изначальных причин формирования внелегальной экономики – это высокий уровень развитости коррупции, что спровоцировано бюрократией государственного сектора, лазейками в законодательстве и медленными процессами документооборота между органами.
По нашему мнению, причиной формирования теневой экономики на территории Российской Федерации выступает сразу композиция нескольких факторов. Одним из таких триггеров является, как налоговая нагрузка на бизнес, так и коррупция [3].
Из-за распространения пандемии коронавируса и введения карантинных ограничений, мероприятий и режима в 2020 году, предпринимательская деятельность многих организаций подвергается негативному воздействию, что приводит к упадку их финансовой устойчивости. Как итог, предприниматели задаются следующим вопросом: как продолжать свою хозяйствующую деятельность в условиях падения спроса и поступления денежных средств.
Одним из направлений решения данной задачи является ликвидация/банкротство организации и вывод производства и реализации продукции в теневой сектор экономики. В свою очередь, такая ситуация приводит к тому, что объем теневого сектора экономики по отношению к ВВП России будет только увеличиваться.
Таким образом, формирование теневой экономики в России – важнейшая проблема отечественного пространства, ведь из-за ее развития нереализованным потенциалом страны является треть валового внутреннего продукта. Среди изначальных причин формирования внелегального бизнеса – это высокий уровень развитости коррупции, что спровоцировано бюрократией государственного сектора, лазейками в законодательстве и медленными процессами документооборота между органами.
Список литературы:
Ишков
Ю.В., Ильясова Р.З.,
Тулегенова
А.Р. Теневая экономика и ее негативное влияние на экономическую безопасность Российской Федерации // Вестник АГТУ. 2018. №1 (65).
Казанцева П.И.,
Дашиева
И.Б. Влияние теневого сектора на национальную экономику // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. №13.
Иванова А.А. Коррупция: некоторые проблемы противодействия // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. №4.
Джалаев
М.Г. Статистические методы оценки теневой экономики // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62-9. С. 19-25.
Левшукова О.А., Матвеев А.С.,
Позоян
Д.П. Возможные последствия пандемии Covid-19 на развитие экономики России // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 29 (3). С. 191-194.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат