Проектно-исследовательская деятельность в сельской школе:
с чего начать?
В ФГОС важная роль принадлежит проектной, исследовательской деятельности, так как они направлены на развитие способностей учащихся самостоятельно находить информацию, использовать информационные технологии, предполагают взаимодействие с социумом.
Так, в 2019 году, на основании обработки полученных результатов диагностики по методике «Карта одаренности» Савенкова А.И., 64% учащихся 4 класса были склонны к интеллектуальной деятельности. При переходе детей в основную школу мною был разработан и предложен учащимся и их родителям метапредметный курс внеурочной деятельности «На перекрестке наук».
В рамках реализации рабочей программы курса школьники участвуют в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных неделях, интеллектуальных марафонах, которые предполагают выполнение учебных исследований в рамках данных мероприятий.
Ежегодно выделяются дети, активно проявляющие себя в исследовательской деятельности. Так, одна из учениц в течение трех лет занимается научно-исследовательской деятельностью, результаты которой представлены в таблице:
Учеб ный год
Класс
Тема
научно-исследовательской работы
Уровень
2018-2019
5
Его величество - Картофель
Муниципальный,
НПК «Я познаю мир»
2021-2022
6
Исследование электрических свойств овощей и фруктов
Муниципальный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского
2021-2022
7
Определение качества питьевой воды методом измерения ее электропроводности
Муниципальный,
НПК «Я познаю мир»
В каждой из этих работ присутствует эксперимент, на основании которого формулируются выводы, оценивается практическая значимость работы, делается заключение, даются рекомендации.
Первая работа «Его величество – Картофель» посвящена изучению роли картофеля в жизни человека. Проведенный эксперимент по получению электрического тока из картофеля оказался неудачным. Ученица решила: когда я начну изучать физику, то обязательно повторю данный эксперимент, чтобы на научной основе объяснить полученный результат.
Таким образом, данная работа привела к новому научному исследованию: «Исследование электрических свойств овощей и фруктов». Из данных, полученных экспериментальным путем, ученица пришла к выводу: действительно, овощи и фрукты являются природными гальваническими элементами.
На обобщающем уроке физики в 7 классе 22 декабря 2021 года, дети, работая в группах, выполняли исследовательские мини-проекты. Объектом исследования была природа Хакасии. Предмет исследования учащиеся определяли самостоятельно по заданию. Данная ученица являлась руководителем группы «Туристы», которая исследовала раствор хлорида натрия, концентрация которого соответствовала воде хакасского «Мёртвого моря» - озера Тус.
Перед группой стояла задача: Концентрация соли в озере Тус сравнима с Мёртвым морем. Определите её плотность, если её образцы находятся у вас в мензурке.
Учащиеся справились с заданием, полученные данные плотности воды озера Тус ρ=1180кг/м2 сравнили со средней плотностью воды Мертвого моря, равной ρ=1100-1200кг/м2, и сделали вывод: можно утверждать, что соленое озеро Тус - действительно хакасское «Мёртвое море».
У любознательной ученицы возник вопрос: «А что, если исследовать воду, соответствующую плотности озера Тус, на получение электрического тока?». Проведенный эксперимент подтвердил гипотезу: миллиамперметр показал силу тока, значительно превышающую 50 мА. Таким образом, вода озера Тус - природный источник электрического тока, потому что представляет собой высококонцентрированный раствор разнообразных солей, находящихся в растворе в виде положительно и отрицательно заряженных ионов. Вода озера Тус вполне может быть альтернативным возобновляемым источником энергии.
Исследовательская и проектная деятельность – сложный процесс и для ученика, и для педагога. Своевременная подсказка учителя, поддержка являются мощным двигателем, развивающим инициативность, любознательность и креативность мышления ученика. Так, в продолжение темы получения электрического тока из воды озера Тус, у ученицы появилось желание исследовать электрические свойства воды из других источников. Уже проведены эксперименты по изучению электропроводности минеральной воды «Ханкуль», воды из Красноярского водохранилища, водопроводной, талой, воды, очищенной аквофильтром, полученной из снега... Ученица самостоятельно изучила явление электролитической диссоциации и работает над оформлением результатов в работе «Определение качества питьевой воды методом измерения ее электропроводности». Работа будет представлена на муниципальной научно-практической конференции «Я познаю мир» в феврале 2022 года.
В результате конструктивного сотрудничества учителя и ученика происходит трансляция ценностных ориентаций и нравственных установок от учителя к ученику, что обеспечивает высокий воспитательный эффект исследовательской деятельности.
В этом и заключается ценность проектной и исследовательской деятельности.
Использованная литература
Баусина
В.Л. статья «Особенности организации проектной деятельности в условиях городской и сельской школ»
. Научный журнал «Международный школьный научный вестник»
Космовский
С.С. статья «Организация проектной и исследовательской деятельности в условиях сельской школы»
Мультиурок
Легочева
Елена Николаевна
с
татья
«Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках образовательного процесса: опыт, проблемы и пути решения»
nsportal.ru
Образовательная социальная сеть
Опубликовано 15.02.2021
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат