Конспект классного часа в начальной школе
«Народные промыслы Курской области»
Цель занятия:
Привлечение внимания учащихся к вопросам развития культуры, сохранения народных промыслов в родном крае и их роли в культуре родного края.
Задачи:
Личностные:
Прививать интерес и любовь к культуре России и родного края. Развивать воображение, мышление и речь. Воспитывать любовь к своей Родине, качества культурного человека.
Познавательные:
Ввести понятие о культуре. Познакомить обучающихся с разными высказываниями известных людей о культуре, видами и направлениями народных промыслов родного края. Учить детей видеть красоту культурного наследия России.
Регулятивные:
Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.
Коммуникативные:
Учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности.
Оборудование: проектор, карточки с изображением овощей и бочки, пазл «Суджанский ковёр», карточки с изображением кожлянской игрушки.
Ход занятия.
Ор
ганизационный
момент
.
(Эпиграф к классному часу, смотри Приложение1, презентация)
Величие России велико,
Оно идет от древнего истока
И, по словам великого пророка,
В истории начало глубоко!
Автор:
Богаевский Роман
- Как вы думаете, что этими строками хотел сказать нам автор? (Что у нас богатые традиции, большое культурное наследие, богатая история, которая берет свои истоки в далеком времени.)
2. Погружение в тему занятия.
-Ребята, действительно Россия, это великая держава, великое государство. И ее история, культура уходит своими корнями в далекое прошлое.
- Из истории, что мы можем узнать о прошлом нашей страны? (Великие люди, традиции, народные промыслы, обычаи).
3.Формулирование темы занятия
- Я предлагаю вам разгадать кроссворд, и возможно он подскажет и тему нашего классного часа. (Приложение 1)
1. Там можно посмотреть мультфильмы,
Журналы, клипы, кинофильмы.
Идём туда мы целым классом.
Там – хорошо, там просто – классно!
Там что-то не были давно,
Пора бы посетить …
Отгадка (ответ): Кино
2.Петь, рисовать, лепить искусно
Нельзя прожить нам без … (искусства).
3 . Здесь балерины, балероны
Благодарили нас поклоном.
На сцене танцевали чудно,
И в зале было многолюдно.
Спектакля лучше в мире нет,
Чем этот сказочный... (балет).
4.Творчество народное
Для детей – опора
Нельзя народу нашему
Прожить без …(фольклора).
5.Кто очень дружен будет с ней,
Будет вчетверо умней (литература).
6. Нам экскурсовод сказал,
Как пройти в такой-то зал.
Мумию мы посмотрели,
В чем ходили, разглядели.
Даже мамонт здесь стоит,
Глаз закрыл, как будто спит.
Если ты не ротозей,
То иди скорей в... (музей).
7. Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.(Народные промыслы).
8. Ой, звенит она, звенит,
И грустит, и веселит.
С переливами несется,
В душе чувством отзовется ...(музыка).
-Молодцы! Вы отгадали все загадки и разгадали кроссворд. Прочитайте ключевое слово, которое получилось. Чему посвящено наше занятие? (КУЛЬТУРЕ)
-А что же такое культура?? (Дети отвечают).
-Давайте обратимся к словарю. Откройте словарь (по закладке) и прочитайте значение этого слова.
КУЛЬТУРА, -ы, ж. 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков. 2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры. 3. Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда. 4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. органической ткани. 5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов). Физическая к. (физкультура). л, речи, || прил. культурный, -ая, -ое (к 1, 3 и 4 знач.). Ожегов.
Культура- ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; | образование, умственое и нравственое; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор. в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника. Даль.
Культура культуры, ж. (латин. cultura) (книжн.). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. развитие культуры происходит скачками. 2. То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-н. эпоху, у какого-н. народа, класса. Неолитическая культура. древнего Египта. Пролетарская культура. 3. только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру. 4. только ед. Разведение, возделывание, обработка (с.-х.). льна, свекловицы. 5. Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). Сельскохозяйственные культуры. Масличные культуры (соя, кунжут, клещевина и др.). 6. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бакт.). холеры. 7. перен., только ед. Усовершенствование, высокое развитие. Актеру требуется культура голоса, движений. Физическая культура. (спорт и гимнастика). Ушаков.
-А знаменитый российский ученный Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил о культуре так: «Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам».
-Сегодня речь пойдет о культуре нашего народа, а именно о народных промыслах. А знаете ли вы, что такое народные промыслы? (Ответы детей)
- Первое значение слова «промысел» - это добыча чего-либо. Зачастую оно использовалось как синоним к слову «дело». Оно обозначало основное занятие человека, которое служило для него источником существования. Это могла быть охота, рыбная ловля с последующей продажей или обменом добытого. - таким образом, понятие означает либо добывание того, что создала природа, либо создание чего-то своими руками с целью обеспечить себя и свою семью.
Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.
Соблюдение правил традиционного ремесла с одной стороны подталкивает создавать предметы, такие же как и сотни лет назад, но с другой стороны обязывает придавать предметам индивидуальность в поисках новых форм.
_ А какие виды народных промыслов известны вам? (ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО, КОВРОТКАЧЕСТВО, ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ, ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ).
РОСПИСЬ-РЕЗЬБА-КРУЖЕВО (ВЫВЕШИВАЮ НА ДОСКУ) -ЭТО НАПРАВЛЕНИЯ
-Наш курский край богат народными промыслами. А знаете ли вы, какие народные промыслы существуют в курской области и городе Курске?
ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО (ГРУППА №1)
БОНДАРСТВО (ГРУППА №2)
КОВРОТКАЧЕСТВО (ГРУППА №3)
(Предварительно класс разбивается на три группы, каждая из которой готовит материал по своему профилю в течении недели)
-Ребята, а что бы нам понять, что такое культура, и создать свой образ культуры нашей страны, предлагаю разделиться по группам. У каждого на партах лежит листок: или белый, или синий, или красный! Ребята, у кого белый цвет, образовали группу, и пересели за 1 стол. У кого синий цвет, за 2 стол. У кого красный цвет, за 3 стол!
1 стол – гончарство и роспись, 2 стол – бондарство, 3 стол - ковроткачество;
4. Работа в группах.
-Давайте, вспомним правила работы в группах:
Выслушиваем каждого!
Не шумим и не ругаемся!
Работаем совместно!
№1
Гончар 1. Это гончарный промысел – один из самых старейших на курской земле. Первое письменное упоминание о Суджанских гончарах относиться к 17 веку, а расцвет гончарства произошел в 19 веке. Есть сведения, что в это время на Парижской выставке гончаровским мастерам за керамику была присуждена медаль. Нашим изделия делаются на гончарных кругах и обжигаются в печах, которые называются - горны. Сначала гончары работали семьями, а позднее разделились: одни добывают и привозят глину, другие изготавливают глиняные изделия, третьи продают их.
Гончар 2. Наибольшим спросом пользуется посуда – горшки, кашницы, миски, кружки, чашки, чайники, банки для варенья и много других предметов, (изображение глиняной посуды). Посуда наша изготавливается из разных глин: красной, серой, желтой, белой.
Художник. Это я – курский мастер по росписи. Мастера расписывают большинство изделий линейным и волнистым орнаментом, а так же изображают растительные мотивы, животных, птиц и рыб. Для курского края характерна особая роспись, завитая, напоминающая парчу. Ее называют сейчас специальным термином – «кудривина». Так мастера расписывают самовары, вазы, ковши (Иллюстрация курской росписи).
Задание от творческой группы. Сейчас, я всем раздам листы с изображениями кожлянской игрушки, ваша задача расписать ее так, как расписывали курские мастера и мы сделаем выставку вашей расписной игрушки.
Гончар 2. В настоящее время происходит возрождение гончарного промысла нашего края: в Судже – центр ремесел и промыслов, под руководством народного мастера России Юрия Спесивцева, в Глушково - Центр художественных промыслов.
Гончар 3. Есть в нашем соловьином крае живописное село Кожли, Льговского уезда, которое славиться своей глиняной расписной игрушкой. Игрушки-свистульки лепят из синей глины с незапамятных времен. Глина действительно в сыром виде отдает синевой, но после обжигания становиться светлой, почти белой.
Художник. А роспись на глиняной игрушке делают анилиновыми красками, акварелью, чернилами. В краски добавляют молоко, сахарный сироп, для того чтобы роспись выглядела ярче и наряднее. Сюжеты изображений очень разнообразны, чаще всего это животные и птицы (изображение кожлянской игрушки). У одних животных в лапах музыкальные инструменты – рожки, балалайки. Другие несут чашу с чем-то съестным. Величаво, торжественно стоят барыни с уткой, курицей или кошечкой под мышкой. Очень оригинальны расписные коники. Конь в ярких пестроцветных яблоках или с пересекающимися в виде сетки полосками орнамента.
Гончар 3. Кожлянские игрушки представляют собой одиночные фигуры или целые композиции и в каждой ощущаются отзвуки сказки. Жаль, что кожлянская игрушка находиться на грани исчезновения; и уже давно пришло время возродить этот старый промысел.
Учитель: А где изготавливают кожлянскую игрушку?
Гончар 3. В г. Судже, г Курске и г. Курчатове.
№2
Бондарь 1. Наш промысел называется – бондарство. Сейчас мы вам расскажем о нем подробнее. Курская губерния славится своими деревянными изделиями. Кустари, работающие с деревом изготовляют довольно широкий ассортимент предметов: телеги, сани –в Обоянском, Суджанском, Тимском уезде.; в присеймских селениях Рыльска – делали лодки; в Обоянском и Льговском уездах – делали ульи.
Учитель: А какой товар у вас пользуется наибольшим спросом?
Бондарь 2. Это предметы домашнего обихода, среди них – ложки, миски, столы, мебель, оконные рамы – особо выделяется производство сундуков и бочек. Бондарство- ремесло по изготовлению бочек. Бондари изготовляли бочки, кадки, бочонки, ушаты (иллюстрации бочек).
Учитель: А для чего нужны бочки?
Бондарь 1. В старину главнейшим занятием курских крестьян были бондарство и винокурение. Винокурение было таким прибыльным делом, что большая часть местного населения активно занималась этим промыслом. Такое сильное развитие винокурения вызвало огромный спрос на всякого рода бочки для спиртного. В то время бондарство было развито в 15 уездах. В настоящее время этот промысел развит в г. Курск, Хомутовском, Большесолдатском и Глушковском районах.
Учитель: А для чего еще нужны бочки и кадушки?
Бондарь 2. Для засолки и закваски продуктов на зиму.
Задание от творческой группы. Сейчас, всем раздам листы с изображениями овощей, ваша задача сложить их «в бочку» для засаливания. (Смотри приложение 2)
Учитель: Спасибо вам бондари за интересный рассказ.
№3
- Это Суджанский ковер.
Учитель: Мастера, а как называется ваш промысел?
Ткач 1. Наш промысел называется – ковроткачество. Ковроткачество – изготовление ковров вручную или машинами. Для Курской области традиционны гладкие шерстяные ковры-гобелены с характерным орнаментом, пышными букетами и гирляндами садовых или полевых цветов на черном или цветном фоне (Иллюстрация ковра).
Учитель: А где ткут какие красивые ковры?
Ткач 1. В нашем Курском крае ковры ткут в Фатежском, Щигровском, Суджанском районах, где их начали ткать еще 200 лет тому назад.
Ткач 2. В местном краеведческом музее, до наших дней дожили полотна Суджанских ковров 19 века. Яркие цвета на черном фоне или пестрые ромбы – это родные ковры, суджанские…. Сейчас такие, скорее, хранятся на сараях и чердаках. А раньше за ними гонялись, считали роскошью.
Учитель: А кто занимался таким интересным промыслом?
Ткач 2. Ковроткачеством занимались, в основном, крестьяне для своих нужд. Ковры ткали в каждом доме, сначала - для себя. Ими накрывали сундуки, сани, лавки. На коврах благословляли невесту. Ковер – обязательная часть приданного, да и невеста считалась достойной, если умела ткать ковер ( иллюстрация свадебного ковра).
Ткач 3. Управившись с полевыми работами, подготовив и выкрасив пряжу, в зимнее время принимаются ткать. Рядом с большим станком всегда располагается станок поменьше, для маленькой дочери (иллюстрация ткацкого станка). В конце 18 века, появились фабрики, после чего постепенно спрос на ручные ковры падает, а в 19 веке, ковры сбывались в больших количествах на ежегодных ярмарках в Коренной пустыни, откуда расходились по всей России. Сохранены записи, согласно которым в конце 19 века ковер стоил до 100 рублей. Ковровщицы же в Суджанском уезде в то время зарабатывали от 20 до 100 рублей в год!
Ткач 1. В 1937 году суджанские ковры едут на Всемирную Парижскую выставку, через год на Нью-Йоркскую. Они имели успех – в Брюсселе и Монреале.
Во время ВОВ накануне немецкой оккупации Суджи в октябре 1941году, рабочие ковроткаческой артели разобрали станки, а их детали, как и нитки для ковров, спрятали у себя по домам. Лишь 2 дня понадобилась суджанцам, после оккупации, чтобы собрать станки. Все оборудование уцелело.
В годы перестойки фабрика сгорела, после чего производство ковров было утрачено.
В наше время традиции ковроткачества продолжены. Некоторые мастера до сих пор ткут дома. А в музыкальном училище Суджи, преподает художник ковровой фабрики Александр Савченко, ковер его учащихся стал победителем в выставке « 100 лучших товаров России 2007».
Задание для творческой группы: в центре расположите главный цветочный мотив.
- Скажите, каким цветом мы будем выполнять цветы? (красным или желтым по черному или синему фону).
- Да, и это не случайно. Ведь красный цвет символизирует силу, желтый – солнце, синий – небо, чистоту, черный – богатство, плодородие земли.
5. Выполнение заданий творческих групп.
Каждая из выступающих групп подготавливает задание, которое в конце выступлений должны выполнить участники других групп.
№1: Раздают листы с изображениями кожлянской игрушки, ваша задача расписать ее так, как расписывали курские мастера и мы сделаем выставку вашей расписной игрушки
№2 Раздают фотоматериалы с изображениями овощей, ваша задача сложить их «в бочку» для засаливания.
№3: Раздают пазл «Суджанский ковер» (смотри приложене2), ваша задача, собрать пазл, расположив в центре главный цветочный мотив.
МБОУ СОШ №57 г. Курска
Учителя: Пшеничная М.Л., Бурцева В.В.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат