«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму»
Детское экспериментирование.
«Детское экспериментирование –
стержень любого процесса детского творчества.
Деятельность экспериментирования,
взятая во всей ее полноте и уверенности,
является всеобщим способом функционирования психики»
- Н.Н. Подъянова
Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Экспериментирование является одним из самых эффективных методов познания явлений окружающего мира и их закономерностей.
Дети дошкольного возраста- маленькие исследователи, для них важно проведение простейших опытов и экспериментов. Такие эксперименты лучше проводить под руководством взрослого, или если это простые опыты и эксперименты- в самостоятельной деятельности.
Ребенок пробует, учится, делает выводы, умозаключения о результатах опыта и эксперимента.
Детское экспериментирование – это не изолированный вид деятельности. Экспериментирование интегрируется с такими образовательными областями как познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное развитие.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Воспитатель может создать условия, способствующие формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.
Для этого в ДОУ в группах создаются и оборудуются уголки экспериментирования согласно возрасту пополнять новыми материалами, играми и пособиями, чтобы поддерживать интерес детей. Для более успешной работы подбирать художественную литература, просматривать видеопрезентации и познавательные мультфильмы, изготавливать атрибуты как самостоятельно, так и с привлечением родителей.
Ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного взаимодействия с родителями.
Для родителей необходимо готовить памятки и консультации по темам, приглашать на открытые занятия по экспериментальной деятельности.
Какова же роль педагога в экспериментировании?
Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.
Перед проведением экспериментов педагог должен определить дидактические задачи. Затем выбирается объект экспериментирования. Необходимо познакомиться с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если с ней не знаком.
Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Предсказание или предположение конечного результата может потерять у детей ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Педагог постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа.
Необходимо поощрять любопытство, которое порождает
потребность в новых впечатлениях, любознательность: она
порождает потребность в исследовании.
Нужно предоставлять возможность действовать с разными
предметами и материалами, поощрять экспериментирование с
ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними
желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно,
помогать ему в этом своим участием.
Для фиксации результатов исследования можно использовать следующие способы
С Детками младшего, среднего дошкольного возраста- составление мини – рассказов, сочинений;
С детьми старшего дошкольного возраста- изготовление аппликаций в виде коллажа, зарисовка опытов в виде рисунков схем, наброска, рисунка;
Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие, также обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать сравнения и обобщения, находить связь между явлениями живой и неживой природы.
Мир вокруг каждого ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в закономерную сложную систему, элементы которой изменчивы и непосредственно зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить каждого ребёнка находить в знакомых и обычных предметах неизвестные свойства, а в незнакомых и новых предметах, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное ребенку свойства.
Играя, ребёнок самостоятельно знакомится с окружающим его миром, легче, охотнее и быстрее учится новому.
В результате систематической экспериментальной деятельности с различными объектами ребенок научится переходить к самостоятельной постановке проблемы, к поиску метода и разработке вариантов решения.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат