Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

ТРИЗ - педагогика, как средство развития творческого воображения у старших дошкольников . Работа №44508

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
ТРИЗ - педагогика, как средство развития творческого воображения у старших дошкольников
Работа:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД БЕЛОСНЕЖКА
п. ПУРПЕ-1, ПУРОВСКОГО РАЙОНА
ТРИЗ - педагогика, как средство развития творческого воображения старших дошкольников
/
Автор: Абдрахманова Ю. Г.,
воспитатель,
первая квалификационная категория
п. Пурпе-1, 2020г.
Чудеса там, где в них верят,
И чем больше верят,
Тем чаще они случаются.
Жан – Жак Руссо.
Чудеса, чудеса! Все мы когда-то были на планете Детства, путешествовали в стране Фантазии, катались на розовых облаках мечты,… Теперь мы выросли, погрузились в суету рабочих будней, в рутину домашних нескончаемых дел. Мы – взрослые! Мы горды этим, а про чудеса и забыли, да и есть ли они? Приходит ночь, наше тело требует покоя, а душа зовет на ту далекую планету Детства, к волшебному миру дивной страны Фантазии. Как же быть, как вновь оказаться в мире чудес, ощутить себя хоть на миг маленькой несмышленой девчушкой или сорванцом мальчуганом? Ответ прост. Ответ в наших детях. Только они способны нам помочь очутиться в мире Детства, и только мы можем помочь им оказаться в стране Фантазии, играя с ними в необычные игры, как с игрушками, словами, так и с изобразительным, природным материалом,…
К сожалению, мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен, в связи с которыми нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. Но, увы, массовое обучение в России сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. А ведь неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству, а наоборот, раскрыться творческой личности ярче.
Психологи заметили, что ребенок с богатой фантазией успешнее решает нестандартные, а значит, сложные задачи, легче переживает неприятности и пользуется уважением сверстников. Такой ребенок часто становится заводилой, ведь он умеет сам придумывает интересные занятия, игры. По одному его слову скамейка превращается в корабль, а забор – во вражеский замок. Если воображение отстает в развитии, ребенок оказывается не готовым к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связано с необходимостью что–то представить, вообразить.
Вся творческая деятельность строится при активном участии воображения. Эта функция обогащает жизненный опыт, открывает новый необычный взгляд на мир. Способность к воображению не дается человеку с рождения, но ее можно и нужно развивать. Еще Леонардо да Винчи советовал разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Следование этим советам приносит добрые плоды и в наши дни. Именно нестандартные творческие упражнения и игры для развития творческого воображения, мышления, речи предлагает нам теория решения изобретательских задач, а проще – ТРИЗ. Но прежде, чем начать разговор о ТРИЗ – педагогике, хотелось бы рассмотреть вопрос о том, что включает в себя процесс воображение, какие виды воображения преобладают в старшем дошкольном возрасте.
Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым психическим из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны). От восприятия воображение отличается тем, что его образы всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.
Воображение может быть четырех основных видов; активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
И воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий отлет от действительности. И главное — дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Очень ярко воображение дошкольников проявляется в режиссерской игре. Начинаясь и формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок и стишков. Словесное творчество открывает более богатые возможности, не ограниченные какими-либо техническими приемами. Мы уже отмечали, что дети совершенно искренне включаются в литературные произведения и живут в этом воображаемом мире.
Наиболее яркий период развития воображения у ребёнка – дошкольника – это старший дошкольный возраст. Современная педагогика предлагает много методик, технологий для развития личности дошкольника. Но, на мой взгляд, всё новое – это хорошо забытое старое. Предлагаю обратиться к технологии ТРИЗ или, как именуют её современные педагоги – к ТРИЗ – педагогике.
Так что же такое ТРИЗ?
Способы развития воображения и творческого мышления уже пришли в российское образование. Появилось целое направление так называемой ТРИЗ –педагогики (1946г), которое занимается разработкой технологий обучения умения решать нестандартные задачи. Автор данной технологии – Г.С. Альтшуллер.
В основе ТРИЗ - педагогики лежат:
Методики и технологии позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ).
Методика решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТМС).
Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ). Система творческих заданий является оптимальным средством педагогического воздействия на развитие мышления, воображения и речи дошкольника.
ТРИЗ - педагогика – педагогическое направление, которое раскрывает сущность, цели и задачи процесса воспитания и обучения, и основано на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Пусть не смущает это громкое название ТРИЗ. Все грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже скорее символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что, чем, раньше начать развивать у детей логическое решение, абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет эта работа. В методике часто звучит развивать у детей творческое воображение и даются максимум советов, как обучить детей мыслить творчески. А на ТРИЗовских занятиях детей учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько детей в группе и даже больше. Здесь дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой игровой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя ежемесячные – ежеминутные открытия. Девиз ТРИЗовцев – Можно говорить все - и дети раскрепощаются и говорят, придумывают, изобретают. Любимая сказка ТРИЗовцев – Колобок, знакомая всем с детства. Казалось бы, что нового в ней можно найти? Но в ТРИЗе есть волшебное слово ресурсы, то есть возможности. И сказка Колобок превращается в фантастическую сказку, да не в одну, и дети с удовольствием спасают колобка от лисы, незаметно познают диалектику.
Занятия по развитию творческого воображения – это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живет каждый, из сидящих за маленьким столом, уловить нерв, определяющий доминанту занятия, и рождается действие, в котором все участвуют на равных основаниях.
Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности, наиболее ярко проявляется в рисовании, в сочинении сказок, стишков.
Каждое занятие по развитию творческих способностей детей с использованием ТРИЗ – коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость вызывает прилив сил, даёт полнее раскрыться творческим способностям. Мною на практики было замечено, что игровые методы и приёмы в сочетании с ТРИЗом и др. средствами эмоционального воздействия на ребёнка (музыка, художественное слово, пантомимика и т.п.), оказывают благотворное влияние на развитие творческого воображения у детей на занятиях по изобразительной деятельности.
ТРИЗ и изобразительная деятельность старших дошкольников.
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобретательская, а более, изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, то есть, увлекая ребенка сказочным миром искусства, мы не заметно для него развиваем его воображение и способности. Но здесь необходимо быть чутким и осторожным ко всем проявлениям детской фантазии. Так, не редко о богатстве воображения ребенка судят только по рассказам рисункам на фантастические темы и сюжеты, в чем–то отклоняющемся от реальности. Такое суждение чаще всегда бывает не точным, по крайней мере, по отношению к детским рисункам, где за самым обыкновенным сюжетом скрывается богатое и очень сильное воображение ребенка. Малышу еще трудно рассказать о своем рисунке до того, как он взялся за карандаш. Чаще всего называют предмет, который он рисовал раньше. Но из этого не следует, что именно этот предмет будет изображен сейчас. По ходу рисования ребенок обязательно перечислит все, что появится на листке и очень хорошо расскажет по уже готовому рисунку. Причем рассказ по одному и тому же рисунку всякий раз обрастает новыми подробностями. И именно в таком рассказе обнаруживаются те связи между изображением людей, животных, вещей, которые в самом рисунке вовсе не очевидны. Замысел того, что предшествовало рисованию, оказывается его итогом. Данные занятия по изобразительной деятельности ТРИЗ – педагогика рекомендует проводить в комплексе с музыкальным воспитанием, развитием речи, ознакомлением с окружающим. При использовании творческих заданий важно учитывать в своей работе следующие дидактические принципы:
Принцип свободы выбора.
В любом обучающем или управляемом действии предоставлять ребёнку право выбора. В самом творческом задании заложена основанная степень свободы.
Принцип открытости.
Предоставлять возможность ребёнку работать с открытыми задачами, не имеющих единственно правильного решения. В тексте творческого задания закладываются варианты условий или разные пути решения таких задач.
Принцип деятельности.
Освоенные детьми мыслительные операции отрабатывать в деятельности. Любое творческое задание заканчивается каким-либо практическим заданием.
Принцип обратной связи.
Регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций с помощью развитой системы обратной связи. Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым воспитатель может проконтролировать степень освоения материала.
Принцип идеальности.
Максимально использовать возможности, знания, интересы самих детей с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения. Творческие задания не требуют громоздкого специального оборудования и могут быть частью любого занятия с детьми.
Принцип проведения занятий по изодеятельности - от простого к сложному.
При проведении занятий по изобразительной деятельности с учетом опоры на методы и приемы ТРИЗ, необходимо соблюдать и ряд следующих правил::
ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбрать изобразительный материал, который находится в доступном месте;
выбор материала для изображения;
обучение ребенка различным техникам, умению ребенка применять их как отдельно, так и в комплексе.
Существует многообразие техник рисования, способствующих развитию творческого воображения: ребенок, играя с различными изобразительными материалами, фантазирует, творит.
Виды техник:
- Рисунок кистью, карандашом, ватой, тканью;
- пальцевая, ладонная живопись;
- монотипия;
- рисунок свечой;
- набрызг;
- коллаж;
- рисунок краской из тюбика;
- объемная аппликация;
- кляксография:
- рисунок на сжатой бумаге;
- рисунок на копировальной бумаге;
- контурный рисунок;
- расплывчатый рисунок;
- точечный рисунок;
- рисунок по–сырому;
- граттаж.
Упражнения для развития воображения и фантазии:
игры с мятыми комочками бумаги;
дорисуй;
импровизированные сюжеты с куклой;
танграмм (одноцветный, многоцветный, контурный);
чудесный мешочек (найти предмет → сконструировать из него поделку);
волшебники, как персонаж в сюжетно – ролевой игре;
проблемные ситуации;
воображение;
угадай;
Рассматривание картин художников;
Проигрывание известных сказок;
Сочинение сказок;
Старшие дети привлекаются к составлению сценариев к праздникам, подбору костюмов;
Защита фантастических проектов;
Игра в жителей цветочного города;
Рассказ по кругу;
Наблюдение за облаками;
свяжи предметы;
Упражнения для развития творческого воображения:
игры с точкой;
игры с линией;
игры с геометрическими фигурами;
игра Хорошо – плохо;
рисуем настроение, самочувствие;
изображение схемой сказки;
имитация животного предмета;
составление собственного фильма (книги);
таинственная коробочка;
рисуем под музыку, закрыв глаза;
чудо – дерево;
лепка на объемных формах;
рисуем пустоту (глубину, … );
Таким образом, ознакомившись теоретически с методикой ТРИЗ и апробировав ее в своей практике, хочу отметить, что данное направление в педагогической работе имеет положительные результаты у воспитанников в развитии творческих способностей и творческого воображения, способствует росту интереса к изобразительной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд/Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
Ильина М.В. Развитие невербального воображения/ М.В. Ильина. – М.: Книголюб, 2004. – 64 с.
Лелюх, С.В. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей/С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. – Ульяновск: ИПКПРО, 2003. – 240 с.
Мухина, В.С. возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов высших учебных заведений/ В.С. Мухина. – М.: Academia, 1998. – 455 с.
2
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×