1.1 Понятие "стратегия" и сущность стратегического планирования
Стратегия – это наука и искусство принятия важнейших управленческих решений. Термин стратегия был известен еще в древности и применялся для управления войсками.
Именно стратегия позволила Александру Македонскому завоевать мир.
В настоящее время ХХI век дает уже другое определение стратегии, как искусство руководства стратегическим управлением, представляя собой основные элементы стратегии: цели, пути их достижения и механизм реализации, стоящие перед любой организацией и сферой государственного или муниципального управления.
Основными видами управления служат инновационный и персональный менеджмент.
Стратегическое планирование – это важнейший вид управленческого процесса в социально-экономической сфере, когда активно происходит формирование рыночных и конкурентных отношений.1
Суть стратегического планирования состоит в определении приоритетной сферы хозяйственной деятельности с учетом факторов внешней среды и имеющихся ресурсов.
В процессе стратегического управления необходимо ответить на важнейшие вопросы, обосновать способ организации выбранного дела, включая источники и механизмы привлечения ресурсов, применяемые технологии, технические средства и т.д.
Целеполагание начинается с обоснования и выбора наиболее общей цели, выражающей предназначение управленческой системы.
В литературе она называется по разному: политика фирмы, философия организации, миссия в административной экономике определение миссии, территории и организации определяло государство с помощью мощного управленческого аппарата.
При переходе к рыночной экономике миссию необходимо определять на всех уровнях управления, включая региональный и муниципальный.
От обоснования и формулировки миссии во многом зависит успех организации на рынке. Все фирмы, добившиеся успеха, удачно определяли свою миссию (например, Мак Дональде, Майкрософт, Кодак и другие). Но есть многочисленные примеры и неудачных стратегических установок, особенно в России. Применительно к муниципальному управлению миссия должна быть ориентирована на социальные установки, а также обязательно включать в себя экономические аспекты функционирования предприятий и организаций города.
По мнению тех же авторов, существует два типа стратегии: прямая (или целенаправленная); косвенная (или стратегия последовательного внедрения). Для фирмы или организации применяющей прямую стратегию, она является планом или программой, устанавливающей цели и пути их достижения как способ воплощения мысли.
В учреждениях этого типа управленцы сочетают различные подходы к формулировке стратегии.
Косвенная стратегия, напротив, является "способом реагирования на внешнее воздействия".
В большей или меньшей степени каждая фирма или организация применяет стратегию приспособления к внешнему влиянию.
Сущность стратегического планирования развития города.
В системе управления социально-экономическими процессами особую значимость имеет функция планирования.
Разрабатываемые планы и программы развития страны и территорий являются важнейшими и представляют собой деятельность по определению целей и задач управленческого процесса и разработку мер по их достижению.
Важность и актуальность данной функции определяется следующими обстоятельствами:
во-первых, именно с
работы во многом зависит качество управленческих решений и их результативность;
в-третьих, плановые решения обеспечивают взаимосвязь всех функций управленческого процесса, так как управление и сводится к разработке и реализации плановых решений.
– громадная территория страны, отдельные регионы которой значительно отличаются друг от друга по природно-климатическим и социально-экономическим факторам, по уровню и качеству жизни населения. Но преобладающим подходом к управлению народным хозяйством оставался ведомственно - отраслевой. И поэтому длительное время государственное планирование реализовывалось лишь в отраслевом аспекте. Это было связано с тем, что именно ведомственно – отраслевое планирование в наибольшей степени отвечало духу административного управления.
Значительным этапом на пути развития территориальных форм управления стало образование региональных совнархозов на рубеже 50-60-х гг.2
На уровне страны сохранялись лишь несколько важнейших министерств.
Совнархозы занимались текущими вопросами, а стратегические задачи оставались нерешенными.
В результате усилились экономические диспропорции, возникли кризисные явления в экономике страны.
После ликвидации совнархозов и возвращения к ведомственно-отраслевому управлению и планированию в 60-е годы проблемы территориального планирования возникли вновь.
В-третьих, комплексные территориальные планы ориентировались на приказные, в территориальных планах. Более того, эти плановые документы фактически выпадали из сложившейся системы пятилетних и текущих ведомственно-отраслевых планов.
Данный анализ и анализ мирового опыта территориального управления убедительно подтверждает, что разумное сочетание централизованного планового управления и рыночных механизмов саморегулирования не только возможно, но и даже необходимо. балансовых расчетов, современных методов принятия управленческих решений.
В связи с этими обстоятельствами закономерным явилось принятие Федерального закона "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития до сих пор существенных перемен в организации планирования на региональном и муниципальном уровнях не произошло.
Ансофф И. Стратегическое планирование М. Экономика 2019г с. 34
Белянский В.П., Воронина А.Г., Пономаренко Б.Т. Муниципальное управление и поддержка предпринимателя. М.: Логос, 2019 – 67с. с. 171
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат