Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Дошкольное детство - это важный период, когда ребенок познает мир общественных ценностей, в это время закладываются основы нравственных установок, формируется представление о себе, о близком и широком окружении, самое время знакомить ребенка с нравственными нормами. В этот период происходит становление человека как личность, закладываются основы гражданских качеств, дети получают первые представления о культуре и обществе, в котором развиваются. Согласно ФГОС, одной из основных задач воспитания у детей дошкольного возраста высокой духовности и нравственности является создание основ патриотизма и гражданственности. Современные дети мало знают о своей Родине, об особенностях народных традиций, они равнодушны ко всему, что их окружает, агрессивны, редко сострадают чужому горю. Поэтому, главная задача дошкольного образования - как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Перед нами стоит задача сформировать у нынешнего поколения гражданскую идентичность, как один из важнейших факторов успешного становления личности ребенка.
Определенный шаг в решении задачи формирования гражданской идентичности дошкольников сделан в ходе принятия федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые включают в себя развитие и формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству; чувства гордости за свою Родину.
Формирование гражданской идентичности возможно эффективно осуществлять посредством проектной деятельности. Метод проектов уникален, он проходит через все сферы взаимодействия педагога и воспитанников. Реализуя проект, дети самостоятельны на всех этапах его реализации, проявляют огромный интерес и желание достигнуть цели своими способами. Педагог лишь помогает при необходимости и направляет деятельность детей в проекте. В проекте дети воплощают свои идеи в реальность, разрешают возникшие с ними проблемы в обществе, тем успешно социализируются. Проектный метод несет в себе инновацию в организации познавательной деятельности нынешнего поколения. Мои воспитанники – активные участники различного уровня мероприятий и конкурсов, организуемых с целью духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста, помимо проведения ежегодных утренников и праздников патриотического характера («День Защитника Отечества», «День Победы», «День России», «День Государственного флага России», «День Республики Хакасия» и др.).
Посредством данных мероприятий систематически, комплексно организованной работе по патриотическому воспитанию у детей формируется чувство любви, заботы, сострадания, сопереживания, дети стараются бережно относиться к окружающей действительности, заботиться о природе. Дети легче усваивают знания о своей стране, о ее государственной символике, о народном творчестве. Каждый ребенок, участвуя в различных мероприятиях, реализуя свой проект, как бы проживает его внутри себя, в связи с этим у него возникают чувства, эмоции, получает впечатления, тем самым материал усваивается легче и надолго. Участие детей в различных национальных конкурсах, подразумевает изучение ими родного языка, родной культуры, что играет важную роль в становлении детских нравственных ориентиров. ФГОС берет во внимание принцип этнокультурного развития. Именно в фольклоре сохраняются особенные национальные черты, в нем проявляется народное представление о воспитанном человеке, что способствует правильному духовно-нравственному развитию. Формирование у детей гражданской идентичности проявляется также в развитии чувства гордости за достижения своего народа, своей Родины. Формирование толерантности, уважения к другим народам является особым показателем развития гражданской идентичности у ребенка.
Основы гражданской идентичности дошкольников в проектной деятельности в большей степени зависит от включенности в проектную деятельность членов семьи воспитанников, их родителей, близких людей. Без взаимодействия с семьей результативность освоения знаний проекта снижается до минимума.
Как известно, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, и именно ее целесообразно использовать для воспитания патриотов нашей Родины. Народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Дети с радостью знакомятся и играют в хакасские национальные игры. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для развития гражданско-патриотических чувств, для формирования взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
В заключении хотелось бы сказать о том, чтобы мир всегда стремился к высказыванию Д. С. Лихачева: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».
Литература:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
2.. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. – 243 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат