Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ МОСКВЫ. Работа №44777

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ МОСКВЫ
Работа:

УДК 614.84

Т.Ф. Фирсова, Н.В. Журавлева

Академия Государственной противопожарной службы МЧС России,

г. Москва, e-mail: tatyana-firsova@yandex.ru

T.F. Firsova, N.V. Zhuravleva

Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Moscow, e-mail: tatyana-firsova@yandex.ru

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ МОСКВЫ

FIRE SAFETY OF TRANSPORT HUBS IN MOSCOW

Аннотация

Рассматривается обеспечение пожарной безопасности необходимого для крупнейшего мегаполиса страны нового формата транспортно-пересадочных узлов. В статье предложены показатели, необходимые для оценки вероятного числа одновременно находящихся на объекте людей, критерии пожарно-технической классификации, изложены некоторые проблемы обеспечения беспрепятственности движения людского потока. Предлагаемые решения могут быть полезны архитекторам, занимающимся проектированием аналогичных объектов.

Abstract

The article considers the provision of fire safety necessary for the country's largest metropolis of a new format of transport hubs. The article proposes the indicators necessary to assess the probable number of people at the same time at the facility, criteria for fire-technical classification, and outlines some problems of ensuring the unhindered movement of the human flow. The proposed solutions may be useful to architects engaged in the design of similar objects.

Ключевые слова: пассажиропоток, пропускная способность, функциональная пожарная опасность.

Keywords: passenger traffic, capacity, functional fire hazard.

 

Введение

Транспортная проблема является стратегической для любого населенного пункта, и чем больше населенный пункт, тем она глобальнее. Не случайно эта проблема нашла отражение в Указах Президента России [].

Крупнейшая агломерация страны г. Москва и Московская область первой принялась за решение транспортных проблем в 2011 году [], в том же году Правительство Москвы принимает решение [] о строительстве 261 транспортно-пересадочного узла [] (transport hub далее ТХ). А в 2022 Правительство Москвы, Московской области, ОАО РЖД разработали совместную стратегию развития транспортной системы [] с пятью основными задачами (рис.).

Рис. Основные задачи транспортной стратегии Москвы и Московской области

Указы Президента [] распространяют опыт решения транспортных проблем этой крупнейшей агломерации на всю страну.

Цель исследования

ТХ представляют собой не просто многофункциональные комплексы, а сложные многосоставные элементы планировочной структуры [] поселения. Иными словами, система обеспечения пожарной безопасности должна затрагивать не только капитальные здания и сооружения, но и прилегающие территории, и элементы планировочной организации (развязки, эстакады, подъезды и стоянки городского транспорта, как автомобильного, так и железнодорожного, выходы и переходы станций метрополитена, инженерные инфраструктуры их эксплуатации, временные сооружения и др.).

К основным проблемам обеспечения пожарной безопасности ТХ следует отнести:

- обеспечение безопасности людей, представляющих массовое, неравномерное скопление различных по возрасту и физическому состоянию групп населения;

- неравномерное распределение пожарной нагрузки, в том числе в предприятиях островковой торговли (вендинговые автоматы по продаже еды, напитков, игрушек, книг, газет и журналов, банкоматы, автоматы по продаже билетов, служебные и технические помещения, и др.);

- отсутствие пожарно-технической классификации ТХ (техрегламент [] предлагает классификационные критерии, признаки, характеристики для зданий, сооружений, установок, материалов, конструкций, но территории между перечисленными и другими объектами рассматриваются только как противопожарные расстояния);

- ограниченность доступа специальной техники пожарных подразделений к этажам объекта из-за наличия переходов между здания ТХ;

- сложность взаимодействия различных заинтересованных ведомств (РЖД, Росжелдор, ГУП «Мосгортранс», ГКУ «АМПП», ГУП «Московский метрополитен», Департамент торговли и услуг и др.).

Краткое изложение вышеперечисленных проблем, подчеркивает не только уникальность каждого ТХ, но и необходимость определения критериев оценки пожарной безопасности, прилегающих к его сооружениям территорий не только с точки зрения соблюдений противопожарных расстояний.

Следует отметить, что оценка пожарной опасности даже отдельных сооружений, входящих в состав ТХ является серьезной проблемой, например:

- статистику пожаров на железнодорожном транспорте можно найти на сайтах Роскомстата [] и Ростехнадзора [], причем она включает только пожары произошедшие по вине РЖД;

- о происшествиях, в том числе пожарах, на объектах метрополитена или автодорожном транспорте (как правило, вследствие ДТП) можно узнать только из сообщений СМИ, что как известно не является достоверной информацией.

Материал и методы исследования

Детальный анализ объемно-планировочных решений ТХ (Окружная, Рязанская, Верхние Котлы) на выполнение требований пожарной безопасности, позволил определить для них 3 основных функционала, каждый из которых имеет существенное значение для условий соответствия объекта защиты этим требованиям:

- транспортный

задача – защита зон пересадки от атмосферных воздействий, обеспечение максимальной плотности людских потоков в коммуникационных соединениях не более 2 чел/м2, обеспечение запаса пропускной способности улично-дорожной сети не менее 10%, обеспечение перемещения маломобильных групп населения;

проблема – надземные пешеходные переходы отнесены к временным сооружениям (срок эксплуатации 25 лет) и могут возводиться даже в деревянных конструкциях. Современные переходы и остановки напоминают компьютер из стекла и металла, внутри которого находятся люди;

- технологический

задача – разделение площадок посадки/ высадки пассажиров различных видов транспорта, единая система координации движения всех видов транспорта, диспетчеризация, системы безопасности, защита зон ожидания от осадков;

проблема – постоянно изменяющийся состав пассажиропотока. Резкое увеличение плотности потока в часы «пик». Оценка пропускной способности без учета динамических характеристик и особенностей движения людей;

- градостроительный

задача – размещение в составе ТХ объектов соцкультбыта (отделений полиции, информационных служб, медкомнат, комнат матери и ребенка, киосков и автоматов, пунктов бытового обслуживания, общественных туалетов и т.д.), «перехватывающей» или муниципальной автостоянки;

проблема – соединение планировочных элементов с различными объемами и показателями пожарной нагрузки, насыщенных эскалаторами, траволаторами, лифтами, при отсутствии противопожарных преград и систем пожаротушения.

Результаты и обсуждение

Для определения максимальной загруженности (утренний час «пик»), каждого из рассматриваемых ТХ использовались апробированные исследовательские данные Н.Ю. Еврееновой [].

Результаты имитационного моделирования пассажиропотоков при возникновении пожара, показали, что безопасная эвакуация возможна при выполнении следующих условий:

- наличии эвакуационных выходов на каждом уровне ТХ, при этом рассматривалась возможность эвакуации на наружные железнодорожные платформы и в вестибюль метрополитена;

- ограничение класса пожарной опасности применяемых в пассажирских зонах отделочных и облицовочных материалов в пассажирских зонах не выше КМ0;

- обеспеченность пассажирских коммуникаций системами противодымной вентиляции, в том числе с применением противодымных штор;

- защита технических и складских помещений автономными системами пожаротушения, не распространяя это требования на пассажирские зоны ТХ.

Учитывая размещение рассмотренных ТХ в непосредственной близости (менее 50 м) от многоуровневых городских автотранспортных эстакад, а частично и под ними, были рассмотрены плотности тепловых потоков как при пожаре в зданиях ТХ, так и при аварии бензовоза на ближайшем к сооружениям ТХ уровне эстакады. Результаты проведенных расчетов определили необходимость устройства кровель из материалов группы НГ (негорючих), а также обеспечение пределов огнестойкости несущих конструкций таких кровель не менее R 45.

Заключение

Учитывая особенности движения людского потока (согласно многолетним натурным исследованиям кафедры «Пожарная безопасность в строительстве» Академии ГПС МЧС России, людской поток движется на расстоянии 0,4 м от ограждающих конструкций горизонтальной коммуникации), предлагается расчетную ширину горизонтальной коммуникации, определяемую по пропускной способности, увеличивать на 0,8 м.

Все элементы ТХ, связанные с пассажиропотоками, предлагается отнести к классу функциональной пожарной опасности Ф 3.3 (вокзалы), предусматривать их не ниже II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0.

 

Список литературы

1. Вакуленко, С.П. О классификации транспортно-пересадочных узлов / С.П. Вакуленко, Н.Ю. Евреенова // Мир транспорта. –2011. –No 5. –с. 130.

2. Вакуленко, С.П. Планировочная структура транспортно-пересадочных узлов / С.П. Вакуленко, Н.Ю. Евреенова // Мир транспорта. –2012. –No 5. –с. 100.

3. Евреенова, Н.Ю. Выбор параметров транспортно-пересадочных узлов, формируемых с участием железнодорожного транспорта: дис. … канд. техн. наук. Москва, 2014. 187 с.

4. «Градостроительный Кодекс РФ» от 29.12.2004 № 190-ФЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW _ 51040 (дата обращения 20.11.2021 г.).

5. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699 (дата обращения 20.11.2021 г.).

6. Указ Президента РФ от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 99034 (дата обращения 20.11.2021 г.).

7. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] URL: http://publi cation.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (дата обращения 20.11.2021 г.).

8. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202007210012 (дата обращения 20.11.2021 г.).

9. Постановление Правительства Москвы от 02.09.2011 № 408-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы» [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/ document/537907060 (дата обращения 10.11.2021 г.).

10. Постановление Правительства Москвы от 06.09.2011 № 413-ПП «О формировании транспортно-пересадочных узлов в городе Москве» [Электронный ресурс] URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/ 9834220 (дата обращения 10.11.2021 г.).

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×