Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Формирование фонематического восприятия". Работа №44788

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Формирование фонематического восприятия"
Работа:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 153
Формирование фонематического восприятия по средствам дидактического пособия Лого- твист
Подготовила: учитель-логопед
первой квалификационной категории
Е.Н. Ермолова
Рязань, 2020г
Совершенствование фонематического восприятия по средствам дидактического пособия Лого- твист
Традиционно в логопедии под термином фонематический слух обозначают следующие фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез. Стоит отметить, что при нарушении одного из элементов данной системы происходит изменение всей системы в целом, что впоследствии, приводит к трудностям в овладении письмом. Проблема развития грамотной устной речи и ее правильного восприятия выступает ведущей в дошкольном возрасте, ее изучением с учетом общего недоразвития речи занимались такие отечественные ученые как: Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, А.В. Ястребова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.Н. Сазонова и др. Подавляющее большинство авторов сходятся в том, что одним из условий беспроблемного школьного обучения и эффективного развития навыков письма и чтения является определенный уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка. Такие способности формируются на протяжении всего дошкольного детства. В связи с недоразвитием фонематического восприятия дети испытывают сложности не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением, а следовательно и программой начального обучения в целом. В настоящее время разработано большое количество рекомендаций и проведено научных исследований по вопросам связанными с темой исследования, однако проблема совершенствования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в свете современных задач и роста численности детей с речевыми нарушениями становится все более актуальной. В работах В. К. Орфинской мы находим следующее определение данного понятия: фонематическая восприятие — это слухопроизносительная дифференциация фонем.
Е. Ф. Соботович указывает на то, что фонематическое восприятие - это процесс узнавания и различения звуков речи, где на основе восприятия фонематических различий состава слова, становится возможным дифференциация их по значению. На основе приведенных выше определений можно сказать, что процесс фонематического восприятия, то есть процесса узнавания и различения звуков языка и дифференциация состава слова по значению, относят к более простым гностическим функциям, а также близость его определения с понятием фонематический слух и фонематическая система. Чтобы направить внимание и интерес к звуковой стороне речи, научить ребенка прислушиваться к звукам, выделять их из слова, необходимо вначале организовать его ориентировку в звуковом составе слова на правильно произносимые и четко дифференцируемые звуки. На специально подобранном речевом материале достигается правильное различение и выделение этого звука из состава слова, умение определять его место в целостном звуковом комплексе слога или слова.
Лишь после того как ребенок достигает соответствующего развития звукового анализа, изучаемый звук соотносят с соответствующей буквой и вводят во всевозможные письменные упражнения.
Совершенствование фонематического восприятия по средствам дидактического пособия Лого- твист
Традиционно в логопедии под термином фонематический слух обозначают следующие фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез.- фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);
-определение количества звуков в слове;
-определение места звука в слове
Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков.
Приступая к обучению грамоте, дети знакомятся с понятиями слово, звук, буква. Дети осознают, что звуки – мы слышим и произносим, а буквы – видим, читаем, пишем. Буква - это значок, который обозначает звук.
Второй этап- обучение сложным формам звукового анализа:
- формирование звукового анализа с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки, буквы)
- формирование действия звукового анализа в речевом плане,исключая зрительные опоры, только проговаривание.
Слово называется, определяется первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.
- формирование действия звукового анализа в умственном плане.
Дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слова.
Главным средством развития познавательной активности дошкольников является игровая деятельность.
Использование дидактических игр как метода обучения повышает интерес к знаниям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее освоение программного материала. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется психические процессы, начиная от самых простых заканчивая самыми сложными.
Проводя наблюдения за старшими дошкольниками, пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в:
- способности узнавать звук на фоне слова
-выделять первый и последний звук в слове
-определять последовательность звуков в слове
-выполнять звуковой анализ.
Необходимость положительной динамики познавательной активности, привела к идее создания дидактического пособия Лого-твист.
Цель пособия: создать условия для развития навыка звукового анализа.
Задачи:
-закрепление понятий гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук
-совершенствование навыков звукового анализа и синтеза в слогах, словах
-совершенствование навыков определения места звука в слове
-развитие общей и мелкой моторики
-Развитие слухового, зрительного восприятия и внимания, мышления.
Дидактическое пособие Лого- твист- многофункционально, имеет два варианта, настольное и напольное. Напольное пособие имеет форму квадрата белого цвета размером 2 м. на 2 м., с нанесенным на него рисунком в виде квадратов размером 27см. на 27 см. синего, красного и зеленого цвета. Выполнено пособие из материала баннер.
Настольное пособие имеет бумажную ламинированную основу белого цвета с нанесенным на него рисунком в виде прямоугольников синего, красного и зеленого цвета. К пособию прилагаются разнообразный картинный материал, который можно размещать на мольберт или экран.
Данное пособие поможет развить фонематические процессы, все это происходит в форме игры.
Дидактическое пособие Лого- твист, предназначено для подготовки обучению грамоте, у старших дошкольников, является частью предметно- пространственной среды группы компенсирующей направленности и создает условия для познавательной активности детей.
После проведения контрольного этапа диагностики, получены следующие данные: высокий уровень фонематического восприятия наблюдается у- 75% детей, выше среднего у- 13% детей, средний уровень наблюдается у -7% детей, а низкий уровень фонематического восприятия наблюдается у- 5% детей.
Данные диагностического обследования позволяют сделать вывод о результативности проводимой работы. Использование дидактического пособия Лого-твист благоприятно влияет на формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Данные результаты не окончательны, так как работа над формированием и повышением уровня по средствам дидактического пособия Лого-твист продолжается.
Данное пособие оказывает помощь учителю- логопеду в обучении детей 5-7 лет по темам программы Н.В. Нищева обучение детей грамоте дошкольного возраста, а также позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Вариаций упражнений и игр не имеют пределов. Дидактическое пособие Лого-твист так же помогает реализовать принципы ФГОС.
Дидактическое пособие могут использовать учителя-логопеды для формирования фонематических представлений, воспитатели при организации образовательной деятельности и конечно же родители для закрепления пройденного материала. Заниматься с этим пособием можно как индивидуально, так и маленькими подгруппами.
Помимо пособия Лого-твист у меня имеется дидактическое пособие Звуковая гусеница и Разноцветный дождик которые помогают в моей работе, но я не хочу на этом останавливаться и планирую разработать еще одно методическое пособие, для формирования фонематической стороны речи.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×