ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Знание иностранных языков сегодня – это не только признак культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах жизни. Следствием этого в качестве приоритетной цели обучения иностранным языкам выступает формирование у учащихся способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного общества.
Поиском эффективных путей для достижения этой цели занимаются многие методические школы. С нашей точки зрения, одним из наиболее эффективных средств овладения иностранным языком выступает игровая деятельность, особенно, когда речь идет о младших школьниках. Это связано с тем, что игра выполняет множество функций в процессе развития ребёнка, делает учебный процесс интересным и увлекательным, помогает усвоить увеличивающийся с каждым годом учебный материал и формирует необходимые компетенции.
Анализ научной литературы по проблеме (А.А. Деркач, П.И. Пидкасистый, М.Ф. Стронин, Д.Б. Эльконин и др.) позволяет сделать вывод о востребованности и пользе активных, игровых средств обучения на современном этапе в обучающем процессе.
Приходится, однако, констатировать, что в реальной практике преподавания игровые моменты часто носят непродуманный характер, лишены лингводидактической подготовки, применяются в основном в качестве развлечения на уроке. Такой подход лишает использование игры методической значимости.
Поэтому из числа различных способов обучения иностранным языкам предпочтение отдается тем, которые обладают развивающим потенциалом: будят мысль, оттачивают средства и выражения, обогащают чувства, образные представления, совершенствуют общую культуру общения и социального поведения в целом [Колкер 2000]. Для нас таким средством является игровая деятельность.
Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, происходит переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль.
Дети продолжают играть до 10-12 лет. Следовательно, возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра в обучении иностранному языку не противоречит учебной деятельности, а органически связана с ней и позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей. Дети младшего школьного возраста любознательны и при восприятии склонны обращать внимание на яркий, интересный материал, который вызывает эмоциональный отклик. Однако их внимание отличается неустойчивостью. Дети не воспринимают длительных (более 2-5 минут) монологических объяснений учителя, поэтому любое объяснение нужно строить в игровой форме. Применение игровых моментов позволяет создать условия для произвольного усвоения детьми всех языковых средств (лексики и речевых образцов) в процессе увлекательного взаимодействия детей друг с другом.
Наиболее приемлемым для нас является определение, данное А.А. Деркачом, «учебной называется игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащая учебную проблему (проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели» [Деркач 1991:127].
Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у учащихся готовность, желание играть и общаться, дают учащимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать. Игра в процессе обучения воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе. Все это определяет функции игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность.
Социально-психологическое воздействие игры обнаруживает себя в преодолении боязни говорения (общения) на иностранном (и родном) языке и в формировании культуры общения, в частности культуры ведения диалога.
Место и роль игровой деятельности в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Рассмотрим некоторые из них.
Г. К. Селевко предлагает классифицировать игры по нескольким принципам:
1. По характеру педагогического процесса:
обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические,
профориентационные
, психотехнические.
2. По характеру игровой методики, типология которой достаточно широка, важнейшие из применяемых типов это:
– предметные; сюжетные; ролевые; деловые; имитационные; игрыдраматизации [Селевко 1998].
М.Ф. Стронин выделяет два вида игр:
1) подготовительные: грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков;
2) творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений [Стронин 1984].
Игры подразделяются так же на:
1) коммуникативные: игра на догадку, подбор пар, поисковые, соответствие, сбор информации, ролевые игры, комбинированные;
2) лингвистические: направленные на изучение поведения носителя языка, их традиции, знакомство с продуктами культуры, раскрытие культурных ценностей разных народов.
Следует учитывать также и то, что любая игра в учебном процессе – методический приём, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Внедрение этого приёма в учебный процесс способствует достижению целей: обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности школьников, формированию у них навыков и умений выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка.
Еще одним важным требованием при проведении различного рода игр является использование всевозможной наглядности. Не стоит забывать и о том, что, обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней школьников, следует проявить тактичность, особенно при оценке результатов игры. Отрицательная оценка деятельности её участников неизбежно приведет к снижению активности.
Игровая деятельность позволяет воспроизводить реальность через игровые модели ситуаций, развивает фантазию, интеллект. В игре формируются способности общения с людьми и воздействия на окружающие объекты реальной действительности. Привлечение игры в процесс обучения есть действенный инструмент управления учебной деятельностью (деятельностью по овладению иноязычным общением), активизирующий мыслительную деятельность обучающихся, позволяющий сделать учебный процесс захватывающим и интересным.
Литература
1. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранными языками. М., 1991. 219с.
2. Практическая методика обучения иностранному языку / ред. Я.М. Колкер, Е.С. Устиновой, Т.М. Еналиевой. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 264с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256с.
4. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М.: Просвещение, 1984. 112с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат