Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Основы работы социального педагога по формированию нравственного воспитания младших школьников . Работа №44831

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Основы работы социального педагога по формированию нравственного воспитания младших школьников
Работа:

Основы работы социального педагога по формированию нравственного воспитания младших школьников

Донскова Наталья Анатольевна,

социальный педагог

МБОУ «Лицей №3»

На сегодняшний день проблема нравственного и этического воспитания, является одной из основных проблем в нашем обществе. Решение задач данного направления, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной действовать в соответствии с принятыми в социуме нормами и правилами общения.

Главная задача педагога – ориентироваться на раннюю социально-педагогическую профилактику и коррекцию отклонений в поведении младших подростков.

Цель нравственного воспитания – способствовать переходу моральных норм во внутренние личностные убеждения, установки, ценности. Выбор и цель данного направления основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной действовать в соответствии с принятыми в социуме нормами и правилами общения.

В младшем школьном возрасте дети сталкиваются с тем, что они постоянно должны следовать моральным правилам и нормам, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшие школьники постоянно учатся применять данные правила и нормы во взаимоотношениях с учителями, другими взрослыми, сверстниками. Последовательное приобщение младших школьников к нравственным общечеловеческим ценностям происходит через обучение.

Нравственное и этическое воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Комплекс воспитательных мероприятий, способствующих приобщению человека с детского возраста к значимым моральным ценностям существующего общества. Это действие на человеческое сознание, его поведение с целью формирования ценных качеств, соответствующих общественной морали, общественным нормам и принципам организации общности людей.

Формирование нравственной компетентности, в которой складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя, закладывается в младшем школьном возрасте. Компетентность младшего школьника предполагает:

владение системой моральных категорий и ориентация в системе моральных ценностей;

сочетание мотивов нравственного поведения;

положительное отношение к нравственной деятельности, соответствующие чувства и способы их проявления.

Реализация задач нравственного воспитания подготавливает почву для остальных направлений воспитательного процесса. Цель формирования нравственной компетентности в современной школе определяет ее задачи:

развитие нравственного сознания – формирование понятий, оценок, взглядов, идеалов, идейной убежденности, мотивов высокоморального поведения;

формирование представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и преимуществах овладения им;

воспитание нравственных чувств, привычек, норм;

овладение практикой.

Проблема формирования у младших школьников нравственных компетенций изучалась многими учеными и педагогами. Теоретические основы исследования формирования нравственного и этического воспитания заложены в работах О. Г. Дробницкого, А. А. Гусейнова. Особенности нравственно-этического воспитания заложены в фундаментальных работах В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко.

По мнению В.И. Даля, этика есть наука о нравственности, ученье о нравственности высшей, духовной, по вере. Этика является одним из фундаментальных понятий, способствующих созданию нравственно-этической ориентации, как универсального учебного действия. С.И. Ожегов определяет этику как философское ученье о морали и совокупность норм поведения.

Маркова А.Г. отмечает, что для формирования нравственного воспитания у младшего школьника, необходимо создать мотивацию, при которой у ребёнка зародится внутреннее желание вести себя согласно усвоенным образцам. К тому же необходимо систематически упражнять младшего школьника в соответствующих формах поведения для формирования навыка.

Решению проблем формирования нравственных компетенций младших школьников способствует использование педагогических методов и приемов стимулирования усилий личности в принятии и осознании нравственно-этических представлений и ценностей, нравственной самоактуализации, а также активизация врожденных интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств личности. Ключевым моментом в формировании нравственных качеств личности младших школьников является активное вовлечение детей в живую практику морально-этической жизни людей.

Современные условия развития детей диктуют использование и применение в работе педагога инновационных методов нравственного воспитания, которые должны быть направлены не на передачу готовых нравственно-этических норм, а на то, чтобы поставить ребенка в условия нравственного выбор.

Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационных, содержательных, операционных. Учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Нравственные компетенции формируются через разнообразные формы, с применением различных методов, выбор которых зависит во многом от поставленных целей, возраста воспитуемого, от уровня общего развития.

Выбор методов нравственного воспитания необходимо осуществлять с учетом возрастных особенностей младших школьников, таких как: повышенная восприимчивость к внешним влияниям; вера в истинность всего, чему учат; способность к освоению образца; становление воли; осознанность; способность оперировать отвлеченными понятиями; способность к внутреннему планированию на основе сознательно поставленных целях, нравственных требованиях и чувствах.

Исследователи выделяют как один из подходов к классификации методов - активизацию механизма нравственного воспитания, которая объединяет все методы в три группы:

- методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

- методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.

Для формирования нравственной компетентности младших школьников используются различные педагогические технологии, которые в современной педагогике подразделяются на два типа. Традиционные технологии, в рамках которых, педагог передаёт воспитанникам знания, формирует умения и навыки, опираясь на изложение материала и его воспроизведение. Обучение носит репродуктивный характер. Инновационные технологии создают для младших школьников возможность занимать активную позицию в воспитательном процессе, стимулируют воспитанников на поиск решения проблем, обогащают их личностный опыт.

Современные инновационные технологии выполняют роль своеобразного катализатора как для нравственного развития и обогащения личности ребенка, так и для его социального взаимодействия с окружением: младший школьник становится более заинтересованным, вовлеченным в общении со сверстниками, семьей, учителями, он становится спокойнее, появляется уравновешенность и дисциплина, обнаруживается творческий потенциал, т.е. ребенок «раскрывается» как личность.

Современные инновационные технологии также способствуют тому, что у детей возникают представления о последствиях своих поступков, они учатся переживать их смысл, обдумывать и осознавать собственное «Я», приобретают навыки социального взаимодействия, учатся разделять «добро» и «зло».

Для формирования нравственной компетенции эффективно использовать инновационные педагогические технологии, предполагающие интерактивные формы взаимодействия с младшими школьниками:

- технология общения;

- технологии игры, ролевой игры,

- технологии решение игровых проблемных ситуаций;

- ценностно-ориентирующие технологии (тренинги, дискуссии);

- технология «мозгового штурма»;

- технология проблемного обучения;

- технология полноценного сотрудничества;

- технология творческого проектирования;

- технологии педагогической оценки поведения и поступков детей;

- технологии самосовершенствования личности младшего школьника.

Начальное образование не включает этику как учебный предмет. Элементы этического воспитания присутствуют на каждом уроке учителя начальных классов, а также во внеклассной деятельности. Нравственно-этическое воспитание должно охватывать все области жизнедеятельности младшего школьника, включая свободное общение на улице, поведение в общественных местах. Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека.

При проведении воспитательной работы с семьями и несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учёте, я столкнулась с тем, что не у всех детей при поступлении в школу сформированы основные понятия о нравственных и этических нормах поведения.

У многих детей нового поколения, наблюдается в поведении пренебрежение к авторитету и мнению других, отсутствует умение чувствовать и желание задумываться. В представлениях детей о главных человеческих ценностях, нравственные и этические ценности вытесняются материальными.

Что именно нужно вложить в детей младшего школьного возраста, чтобы воспитывать в них нравственное чувство. Важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, готовить ребят к вступлению во «взрослую» жизнь с ее нормами и требованиями.

Работая с детьми младшего школьного возраста и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач в воспитании – это нравственное и этическое воспитание. На основании опыта работы с детьми могу смело сказать, что средства массовой информации зачастую оказывают отрицательное действие в нравственном становлении характера детей. Для этого я решила как-то помочь классным руководителям и воспитателям группы продлённого дня, разработав цикл занятий для младших школьников для формирования нравственного и этического воспитания.

Формирование нравственного и этического воспитания детей, воспитание уважения к традиционным ценностям, таким, как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру происходит через различные виды внеклассной деятельности.

Мною разработан комплекс, индивидуальных, групповых бесед и игровых занятий, классных часов с детьми и подростками, направленный на преодоление социальной дезадаптации, формирование коммуникативных навыков, формирование нравственной ответственности: «Час суда или модный приговор», «Страна Порядка», «Поговорим о толерантности», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мифы и реальность», «Дружат дети всей земли», «Закон и ответственность», «Путешествие по городам – героям», «Урок мужества».

Ежегодно проводятся календарно-тематические мероприятия «Путешествие в зазеркалье», «Письма опалённые войной», «Герои нашего времени». Детские постановки «Волшебные слова», «Безопасная дорога».

В рамках ФЗ№120 «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» с целью формирования основ нравственности и этической культуры младших школьников разработанная программа социально-педагогической направленности «Школа этикета». Программа является комплексом интерактивных занятий с младшими школьниками, которые способствуют формированию нравственного и этического воспитания.

Программа позволяет приобрести положительный опыт от участия в процессе коммуникации, получить новые теоретические знания и практические умения позитивного общения со сверстниками, повышает уровень общей культуры младших школьников. Программа рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста, содержание занятий, время проведения возможно построить с усложнением в зависимости от возрастных особенностей.

Цель программы: формирование нравственных качеств личности, развитие коммуникативной культуры и культуры поведения обучающихся посредством этикета.

Задачи программы:

формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания;

развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека добротой, честностью, ответственностью;

расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;

усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.

Организационно-педагогические основы обучения: настоящая программа рассчитана на 2-3 месяца обучения и предназначена для работы с учащимися младшего школьного возраста 1-4 классов. Занятия проводятся из расчёта 1 час в неделю (8 часов).

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где воспитанники сами ищут ответы на вопросы темы. В процессе реализации данной программы используются различные формы организации занятий: беседа, рассказ, игры-ситуации, дискуссии, тренинговые упражнения, тесты.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

В процессе освоения материалов несовершеннолетние получают знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания воспитанников. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

В 2019-2020 учебном году мною реализовывалась программа социально-педагогической направленности «Школа этикета» на базе МБОУ «Гимназия №1». Программа выбрана в соответствии с запросом образовательного учреждения с целью формирования у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

В 2020-2021 учебном году программа реализовывалась на базе МБОУ «Лицей №3» в трех параллелях, на 4 классах.

В 2021-2022 году занятия реализуются в группе продлённого дня на параллелях 1 и 2 классов. Для адаптации первоклассников, занятия проводятся в игровой форме, в форме викторин и конкурсов.

В течение всего периода реализации программы осуществлялось педагогическое наблюдение, анкетирование, анализ выполнения творческих заданий.

В ходе анализа проведенных диагностических методик была определена позитивная динамика достижений воспитанников.

Занятия в 4 классах лицеистов проводились с выходом на продуктивную деятельность. Один класс сделал проект, который послужил основой для разработки буклетов и памяток о правилах поведения. Второй класс разработал авторский сценарий, дети поставили детский спектакль «Как Василиса Премудрой стала». Видео сказки продемонстрированно учащимся лицея 1 и 2 классов в период правовой декады.

Видео сказки участвовало в «Международном многожанровом конкурсе» в номинации: театральное искусство, кукольный театр. Участники награждены дипломом лауреата 1 степени. Заявка с видео «Волшебные слава», отправлена на конкурс «Полярная Сова», в номинации театральное творчество.

Реализация программы социально-педагогической направленности «Школа этикета» на базе лицея расширена до проектной деятельности за счёт реализации в следующих направлениях:

создание с детьми проектной работы для оформления буклетов, памяток «Правила для воспитанных детей»; «Правила этикета»;

постановки детского спектакля этической и нравственной направленности;

проведение правовой декады для младших школьников с включением тематических бесед, демонстрации памяток, буклетов, видеозаписи сказки детского кукольного театра о правилах поведения и этикета.

Дети младшего школьного возраста психологически готовы к пониманию смысла всех нравственных норм и правил. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что они ни в коем случае не должны переходить в чрезмерную назидательность, занятия с учащимися младшего школьного возраста должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание.

Урок этики для несовершеннолетних в младшем школьном возрасте предполагают ориентацию ребенка на творческий процесс, познания норм поведения с использованием разнообразных методических форм, организуемых педагогом: диалога, игры, деятельности, анализа и обыгрывания ситуаций, эксперимента и творчества. Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы такие занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разработаны, - построены, насыщены примерами и конкретными фактами.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы помочь младшему школьнику открыть «то, что надо» для него в каждой конкретной ситуации. В нравственной жизни человека нравственно-этическая ориентация сохраняет свое главенствующее положение и выполняет свои специфические функции.

Таким образом, нравственная компетентность - это система нравственных ценностей и правил этики; это нормы, по которым личность самостоятельно формулирует нравственные обязанности и реализовывает нравственный контроль и самоконтроль.

Использование интерактивных форм воспитательной работы в процессе формирования нравственно-этической компетентности младших школьников позволяет направить их на осмысленное решение, возникающих проблем поведенческого характера, стимулировать младших школьников на соблюдение правил поведения и является практическим инструментом профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Спасибо за внимание!

Список литературы

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991

Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре.– М., 1983

Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. - М., 2001

Насонкина С.А. «Уроки этикета» С.-Пб.: изд. «Акцент» М.,1998

Пахомова О.Н. «Добрые сказки. Этика для малышей» М.: Прометей, 2003

Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск, 1976

Усова А.П. Роль игры в воспитании детей/под ред. А.В. Запорожца. – М.,1976

Шорыгина «Вежливые сказки» - этикет для малышей. М.: Прометей: Книголюб, 2005

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/proekt-shkolnyi-etiket

http://www.google.ru/imglanding

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×