Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие диалогической речи у детей с ТНР. Работа №44859

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие диалогической речи у детей с ТНР
Работа:

Зубова Людмила Ивановна, учитель-логопед

Третьякова Наталья Валентиновна, воспитатель группы ТНР

МБДОУ Детский сад №174 «Ягодка»

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР

Актуальность
На протяжении всего дошкольного детства необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику).

Диалог – это разговор двух и более людей, объединённый одной темой. Отличительной чертой диалога является то, что происходит обмен репликами, с соблюдением определенной последовательности. Он является основной формой общения. Диалог является формой непосредственного общения. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование реплик двух или нескольких говорящих. Содержание диалога раскрывается не только в репликах, но и в паузах, жестах, мимике, интонации. Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения.

У детей с ТНР нарушены все стороны речи, а именно, звукопроизношение, просодическая сторона речи, фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй. Развивая все стороны речи, особое внимание у детей с речевыми нарушениями уделяем развитию словообразовательной функции, так как это является основой для общения детей и формирования коммуникативных навыков.

Совместная со сверстниками и взрослыми коммуникативная и игровая деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы и развивает эмоциональный интеллект. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Цель: развитие диалогической речи у детей, имеющих речевые нарушения, посредством словесных игр, игр драматизаций, стихов-диалогов.

Задачи:

1. Формировать у детей умение строить диалог в вопросно-ответной форме, развивать словотворчество, эмоциональный интеллект, словообразовывать и словоизменять слова в процессе общения.

2. Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами, следуя правилам ведения диалога; развивать просодическую сторону речи, эмоционально выражая свои мысли, моделировать голос.

3. Продолжать упражнять содержательно, выразительно драматизировать стихи-диалоги и мини сценки, развивать умение придумывать короткие сказки на заданную тему.

4. Воспитывать корректность и доброжелательность во время ведения диалога с партнерами, знакомить с правилами речевого этикета.

Этапы работы

I этап – развитие просодической стороны речи.

Просодика – это сложный комплекс элементов, включающий в себя ритм, темп, тембр, и логическое ударение. Эти элементы служат на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Просодическая сторона речи, интонационная выразительность нарушена у детей, с дизартрией и диспраксией, у них страдает развитие мелодики речи, слоговая наполняемость, темпо-ритмическая сторона, координация движений, общая и мелкая моторика, эмоциональность речи, ее жестовое и мимическое подкрепление.

2 этап – развитие диалогической речи (методика О.А. Бизиковой, состоит из 4 блоков).

Первый блок «Вопрос-ответ».

Цель: знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности, а так же умение задавать вопросы и отвечать на них.

Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них. 
Ход игры: 
Выбирают (назначают по жребию) ведущего игрока. Между ними, остальными участниками игры, завязывается диалог: 
- Динь-динь-динь. 
- Кто там? 
- Почта. 
- Откуда? 
- Из Архангельска (называется любой город.) 
- И что там делают? 
- Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают,
крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т.д.). 
Все играющие должны изобразить названные действия. 

«Что в чудесном мешочке?» 

Цель. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности. 
Материал. Мешочек, какой-либо предмет

Ход игры: 
Воспитатель или ребёнок: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя». Если дети угадают, спросить, почему они так думают.

Далее ведущим становится ребёнок.

Второй блок «Сообщение – реакция на сообщение»

Цель: упражнять детей в умении поддерживать тему разговора, понимать сообщение партнёров по игре, корректно выражать свои мысли; учить детей доброжелательно реагировать на нереальные сообщения и тактично их исправлять.
Отвечай быстро»

Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.

Ход игры:

Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:

- Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.

- Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одному из детей.

- Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.

«Ошибка» 
Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения. 
Ход игры: 
Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами, И.О.». 
Затем дети играют друг с другом.
«Так бывает или нет?» (небылицы)

Цели. Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.

Ход игры:

Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

- Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.

Третий блок «Побуждение – реакция на побуждение»
Цель: закрепление навыков культурного ведения диалога, в том числе по телефону.

Четвёртый блок – Обучение речевому этикету
Цель: активизировать в речи детей различные варианты формул речевого этикета по любой ситуации стандартизированного речевого общения.
«Вежливые отгадки»

Цель. Закреплять у детей умение похвалить друг друга, сказать добрые слова, выразить одобрение, отвечать на побуждение.

Ход игры:

Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он садится в середине круга на стульчик и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая в такт движения:

Раз, два, три, четыре, пять, Постарайся угадать, Кто тебя сейчас похвалит, Комплимент тебе подарит? С последним словом дети останавливаются, выбранный ребёнок дотрагивается рукой до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто сказал комплимент.

«Волшебное эхо» 
Цель. Активизировать в речи детей различные варианты формул речевого этикета по любой ситуации стандартизированного речево­го общения.

Ход игры: 
В игре участвуют все дети группы. 
Воспитатель рассказывает о том, что в лесу, в горах, живет эхо, которое повторяет все, что кто-нибудь сказал. Предлагает детям поиграть: «Я буду говорить, а вы по очереди будете эхом. Кому я брошу мяч, тот и будет эхом».  Мяч бросается по кругу (каждому игроку, или через одного, или вперемешку). Вначале взрослый называет отдельные формулы речевого этикета, соответствующие какой-нибудь одной ситуации, а затем, по мере усвоения детьми синонимического ряда формул, присо­единяет к формулам обращение, а затем и какую-нибудь мотиви­ровку: 
- Лови мяч, пожалуйста. 
- Лови, Рома, мяч, пожалуйста. 
Ребенок меняет обращение.  

3 этап – Драматизация стихов-диалогов и мини-сценок.

Стихи разыгрываются по ролям, как маленький спектакль. Вводятся костюмы, необходимые атрибуты (маски, шапочки и т.п.). Стихи-драматизации необходимы и полезны детям на разных этапах развития. Во время таких инсценировок идет интенсивное развитие речи, обогащение словарного запаса, развиваются творческие способности ребенка, его воображение, координация движений. Во время таких инсценировок налаживаются взаимоотношения и взаимопонимание между сверстниками.

В процессе использования данных игр и упражнений дети с речевыми нарушениями автоматизируют поставленные звуки, учатся грамматически оформлять фразы, расширяют словарный запас. У детей развивается умение безбоязненно выступать на публике, быть активными слушателями, что является залогом успешного обучения в школе.

 


Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×