Из опыта использования отдельных компонентов технологии формирования профессиональных компетенций при реализации профессиональных модулей.
Авторы:
Сергей Валериевич Еранцев,
Денис Николаевич Петрухненко,
Антон Викторович Дроздов
Московский транспортный колледж (г. Москва).
Преподавателями колледжа обобщён некоторый опыт использования технологии формирования профессиональных компетенций у студентов на примере междисциплинарных курсов «Устройство автомобилей» и «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», являющейся составной базовой частью профессионального цикла.
В настоящее время существует множество педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре и т.д. Мы не преследуем цель рассмотрения всех компонентов технологии профессионального обучения, а остановимся только на отдельных, которые, на наш взгляд, делают обучающий процесс более эффективным. Рассматриваемые компоненты технологии обучения могут быть воспроизводимы любым преподавателем и гарантировать достижение планируемых результатов всеми студентами.
Органическими компонентами технологии профессионального обучения являются:
- учебно-методическое обеспечение учебной деятельности студентов;
- техническое оснащение учебных занятий, современная проекционная и мультимедийная техника;
- методы и методика проведения практических занятий.
- применение современных технических средств эксплуатации и ремонта автомобильной техники;
- использование методов интегрирования.
1. Учебно-методическое обеспечение междисциплинарных курсов, к которым необходимо отнести:
а) электронный сборник информации по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, в котором изложены основные практические рекомендации обучающимся по использованию технических средств эксплуатации и ремонта автомобильной техники разных классов.
б) электронное учебно – методическое пособие (далее ЭУМП) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» по одноименному междисциплинарному курсу, способствующее, не только приобретению знаний и умений, но и формированию профессиональных компетенций, изложенных в ФГОС СПО.
Для проведения занятий по МДК «Устройство автомобилей» разработан электронный сборник информации по агрегатам, системам, узлам и механизмам автомобильной техники.
Разработанные и используемые в учебном процессе учебно-методические и дидактические материалы по междисциплинарным курсам также содействуют формированию у обучающихся профессиональных компетенций.
В формате ЭУМП и материалов дается общая технология, позволяющая, в дальнейшем применять полученные знания в решении профессиональных задач (решении общей задачи).
В пособии даны методические рекомендации преподавателям.
Использование ЭУМП возможно на любых этапах обучения. Для работы с пособием необходимы ПЭВМ и непосредственно само ЭУМП.
Широкие возможности ЭУМП свидетельствуют о том, что:
- усвоение основных понятий делает весь изучаемый материал темы (в последующем и всего МДК «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта») более доступным;
- разделы темы соотнесены с общей структурой изучаемого материала МДК и он быстрее запоминается;
- знание общих принципов способствует сохранению материала в памяти, позволяет восстанавливать подробности, когда это необходимо;
- посредством постоянного повторения ранее изученных основных понятий уменьшается разрыв между поверхностными и глубокими научными знаниями.
Рекомендуется несколько вариантов технологии проведения учебного занятия с использованием ЭУМП (по выбору преподавателя).
Вариант 1. Пособие используется при изучении нового материала и его закреплении (20 минут работы за компьютером). Занятие сначала проводится по традиционной методике. После этого идет закрепление нового материала. Студенты включают ПЭВМ и начинают работать с ЭУМП под руководством и по плану преподавателя.
Заключительный этап занятия (5-7 минут) предусматривает обобщение полученных знаний.
Вариант 2. ЭУМП может использоваться на этапе закрепления материала. На занятии новый материал изучается традиционным способом, а при его закреплении все студенты в течение 5-7 минут под руководством преподавателя соотносят полученные знания с разделами пособия.
Затем можно провести тестирование с использование соответствующего раздела ЭУМП.
Вариант 3. Самостоятельная работа студентов с ЭУМП. Перед самостоятельной работой преподаватель дает установку: выявить главное и добиться понимания и запоминания этого главного, установить логическую цепочку в изучении материала; рассмотреть все структурные единицы и разобраться в их элементах. После завершения студентами самостоятельной работы преподаватель проводит устный фронтальный опрос по изученному материалу и тестирование с использованием электронного или бумажного вариантов тестов.
В ЭУМП даны методические указания обучающимся по использованию пособия:
- перед работой с пособием необходимо изучить порядок работы пособия;
- на занятиях под руководством преподавателя необходимо выполнять его указания;
- на самостоятельной работе во внеаудиторное время в первую очередь необходимо изучить теоретический раздел, в котором содержится информация по теме. Для самоконтроля качества освоения учебного материала после каждого раздела ответить на контрольные вопросы;
- после изучения теоретического материала можете проверить свои знания в разделе «Тест»;
- предоставляется возможность самому выбрать, в каком порядке изучать материал;
- на учебных занятиях и на самостоятельной работе во внеаудиторное время строго соблюдать требования безопасности при использовании ПЭВМ.
2. Техническое оснащение учебных занятий, современная проекционная и мультимедийная техника.
Современные средства обучения позволяют не только качественно и продуктивно проводить занятия, но и продолжить процесс обучения и во внеаудиторное время. В предложенной технологии обучения активно используется обратная связь вида «вопрос/ответ» и «работа/комментарий» в рамках самостоятельной работы в специализированном кабинете с обязательным участием дежурного преподавателя - консультанта, ведущего занятия по дисциплине. Здесь обучающийся может получить не только компетентную помощь, но и дружественный отзыв, что очень важно для студента.
Проектор и мультимедиа-презентации увеличивают визуальную составляющую процесса обучения и повышают его эффективность. Мультимедийное оборудование дает возможность моделировать явления, а также представить студента как бы участником явления или процесса. Видеофильм дает возможность показать явление, как в целом, так и в расчлененном виде, показать процессы, недоступные простому наблюдателю, позволяет «уплотнить» время или, наоборот, его растянуть.
Каждый студент имеет индивидуальное рабочее место, полностью оснащенное современным оборудованием и программным обеспечением для качественного освоения материала.
Обучение на базе созданных в филиале специализированных учебных кабинетов по профессиональному модулю позволяет:
- гарантированно предоставлять обучающимся лицензионное программное обеспечение;
- предоставлять студентам современные учебно-методические материалы;
- знакомить студентов с новейшими разработками, касающимися технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта;
- гарантировать высокое качество учебного процесса привлечением преподавателей, имеющих соответствующее образование;
- выполнять выпускные квалифицированные работы, представляющие собой реальные требования Министерства транспорта Российской Федерации.
3. Методы и методика проведения практических занятий. Применение современных средств технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта.
Практические задания мы подбираем таким образом, чтобы при их выполнении основной акцент делался на новый, только что изученный материал. Каждое задание основано на решении реальной задачи с использованием современных средств технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, что повышает уровень подготовки студентов к самостоятельной профессиональной деятельности. Активизация работы обучающихся на занятии достигается применением индивидуальных или групповых заданий, созданием проблемных ситуаций, требующих творческого подхода к анализу принимаемых конструктивных решений. Также этому способствует использование на практических занятиях дидактических приемов, активных методов обучения, которые направляются и на формирование мотивации учебной деятельности.
Качество проведения занятий зависит не только от уровня их организации, научного уровня и новизны преподаваемого материала, полноты отработки учебных вопросов, но и от эффективности использования технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов и активного применения современных средств технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта.
Важная роль принадлежит обучению студентов применению современных программно - технических средств анализа неисправностей автомобилей, а также технических средств и учебно-методической литературы по выявлении данных неисправностей.
Это связано, прежде всего, с тем, что обучающиеся должны знать технологию ремонта и технического обслуживания автомобильного транспорта различных марок.
Практические занятия, особенности проведения (опыт и некоторые замечания).
Основным содержанием практического обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с практической проблемой, которую нужно разрешить.
Практические занятия занимают преимущественное место при изучении междисциплинарных курсов, поскольку их содержание направлено на формирование компетенций, и их совершенствование.
Практические занятия представляют собой, как правило, занятия по решению различных прикладных задач, образцы которых были даны на лекциях.
Следует подчеркнуть, что очень серьезно, особенно на первых порах обучения, влияет несогласованность лекций и практических занятий, когда лектор и преподаватель, ведущий практические занятия, рассказывают об одних и тех же вопросах с разных точек зрения, основываясь на разных определениях, сокращениях и обозначениях, а иногда, даже, на разной последовательности изложения отдельных фактов. Это может запутать обучающихся, нанести тем самым вред их обучению, снизить его эффективность, сделать процесс восприятия материала более трудным.
Опыт показывает, что нельзя на практических занятиях ограничиваться выработкой только практических навыков и умений решения задач, проблемных ситуаций и т. п. Студенты должны всегда видеть ведущую цель МДК и ее связь с будущей практической профессиональной деятельностью. Цель занятий должна быть понятна не только преподавателю, но и обучающимся. Это придает учебной деятельности жизненный характер, утверждает необходимость овладения опытом профессиональной деятельности, связывает их с практикой жизни.
Особое место среди практических занятий мы отводим групповым занятиям, на которых изучают различные образцы средств технического обслуживания и ремонта автомобилей, условия и правила их эксплуатации, практического использования.
Для успешного достижения учебных целей подобных занятий при их организации мы придерживаемся следующих основных требований:
– соответствие действий обучающихся ранее изученным на лекционных и семинарских занятиях, методикам и методам;
– максимальное приближение действий студентов к реальным, соответствующим будущим функциональным обязанностям;
– поэтапное формирование умений и навыков, т. е. движение от знаний к умениям и навыкам, от простого, к сложному и т. д.;
– использование при работе на тренажерах или действующей технике фактических документов, технологических карт, бланков и т. п.;
– выработка индивидуальных и коллективных умений и навыков.
На практических занятиях теоретический материал подкрепляется конкретными задачами и средствами их решения. Важнейший элемент каждого занятия - возможность практически применить техническое средство или инструмент сразу после или даже прямо в процессе объяснения. Здесь также активно применяются технические средства обучения: проектор с выводом на экран действий преподавателя и использование технологии демонстрации работы, позволяющий студентам увидеть весь ход событий на экране. Разрыв между описанием действия и самим действием сводится к минимуму.
Основную часть занятия составляет практическая учебная деятельность на местах. Студенты выполняют действия на технических средствах, используя инструкции по эксплуатации, практические руководства и другие учебные пособия. Они работают, как правило, самостоятельно, а преподаватель направляет их деятельность на достижение учебных целей.
В процессе занятия преподаватель показывает методы, способы и приемы выполнения действий, объясняет их последовательность, взаимосвязь, предостерегает от характерных ошибок, но не следует чрезмерно увлекаться показом своих действий. В некоторых случаях допускаемые студентами ошибки могут быть им хорошим, надолго запоминающимся уроком. Главное, чтобы замеченные ошибки не приводили к нарушениям требований безопасности, поломкам материальной части техники, излишним затратам энергии, средств и материальных ценностей.
Для активизации работы обучающихся подготавливается несколько проблемных ситуаций, которые используются в ходе занятия. После их разрешения проводится обсуждение, дается краткая оценка действий участвующих в ней студентов.
Применение активных методов обучения.
Их применение подразумевает, что студент проявляет активность, сопоставимую с активностью преподавателя. Но одного только проявления активности недостаточно; требуется также, чтобы активные методы обучения обеспечивали существенно лучшие, по сравнению с традиционными способами, результаты обучения практической деятельности студентов: навыкам, действиям, принятию решений. Активные методы обучения - это различного рода практические занятия, тренинги, дидактические игры, в ходе которых обучающиеся не пассивно воспринимают готовый материал, а активно его прорабатывают и усваивают на конкретных примерах эксплуатации и ремонта автомобильной техники.
Преподаватели придают значение также использованию при проведении занятий интерактивным методам и методикам обучения. Интерактивные методики предусматривают позицию студента как субъекта обучения, предполагают более активный диалог с преподавателем, сотрудничество. Преподаватель при этом играет роль более опытного организатора процесса обучения, обмена информацией, совместного решения проблемы, построения модели, оценки действий студентов. Соответственно и цели такой методики обучения существенно расширяются и включают не только знание и понимание, но и применение (использование знания для решения практических задач), анализ (установление причинно-следственных связей, выявление и фиксацию ошибок), оценку и доказывание принимаемых решений, что важно для будущих специалистов.
4. Использование методов интегрирования.
Основные пути и направления интеграции связаны с переходом системы профессионального образования студентов от узкоспециального обучения к обучению профессии широкого профиля.
Учебные занятия, проводимые преподавателями, включают интеграцию:
- форм и методов занятий;
- информационных и образовательных технологий;
- социальную интеграцию студентов путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена их совместная деятельность;
- учебно-воспитательный процесс с внеаудиторной работой;
- учебных дисциплин ПМ и МДК;
- теоретических знаний с практическими умениями и навыками обучающихся в условиях той или иной степени близости к реальной профессиональной деятельности и др.
Интегрированное учебное занятие (бинарное, совмещённое)- особый вид занятия, в ходе которого изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких учебных дисциплин или междисциплинарных курсов. Такие занятия мы проводим в тех случаях, когда знание материала одних дисциплин необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другой дисциплины. Интегрированное занятие мы проводим, как правило, двумя преподавателя взаимосвязанных дисциплин.
Исходя из этого, перед нами стоит необходимость разработки интегрированных рабочих программ учебных дисциплин и согласование их с программами смежных дисциплин для более полного обеспечения усвоения студентами требований ФГОС СПО. Такая программа должна быть ориентирована на современные образовательные технологии и реализовываться путем отражения в ней новаций:
- в принципах обучения (компетентностный подход, модульность, обучение "до результата", вариативность и др.);
- в формах и методах обучения (активные методы, дифференцированное обучение, оптимизация учебных занятий);
- в средствах обучения (аудио- и видео средства, компьютеры, обеспеченные автоматизированными обучающими и контролирующими программами, тренажерами и т.д.);
- в методах контроля и управления учебно-воспитательным процессом (распределенный контроль по модулям, использование тестирования, корректировка программ по результатам итогового контроля т.д.).
В заключении отметим, что применяемая преподавателями технология формирования профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО предполагает достижение целей и результатов обучения студентов с четко выраженным акцентом на компетентностный (деятельностный) компонент, как современное направление модернизации образования, который включает:
- формирование у обучающихся умений и навыков решать обобщенные задачи профессиональной деятельности;
- формирование соответствующего профессионального поведения и необходимых для этого знаний, умений, навыков и опыта, позволяющим выпускникам проявлять профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС СПО.
Реализация компонентов технологии профессионального обучения оценивается преподавателями по следующим показателям:
- соответствие содержания технологии психолого - педагогическим требованиям и дидактическим принципам;
- глубине проработки целей и задач занятия (целевой установки);
- оптимальности выбора методов, приемов и образовательных технологий проведения занятия, соответствию целей и содержанию изучаемого материала;
- оригинальности предлагаемых методических приемов (системы приемов);
- использованию новых информационно-образовательных технологий;
- использованию активных форм и методов обучения, возможностей специализированных классов группы, кабинетов, полигона и другой учебной материально-технической базы;
- использованию методических приемов, направленных на активизацию мыслительной деятельности студентов, повышение интереса к изучаемому материалу, поддержание обратной связи (рефлексии);
- организации самостоятельной учебной деятельности студентов;
- эффективности использования средств наглядности (таблиц, схем и т.п.), технических средств обучения и дидактических материалов;
- наличию дифференцированного и индивидуального подхода в обучении;
- информативной насыщенности изучаемого материала, его научности, новизне и актуальности;
- использованию материалов, отражающих практическую деятельность;
- структурной четкости изучаемого материала;
- практической направленности занятий;
- эффективности использования «внутридисциплинарных» и междисциплинарных связей;
- организации контроля знаний и умений обучающихся, его эффективности.
При проведении занятий с используемой технологией преподаватели применяют педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, средства методы обучения и воспитания.
Следствием используемой технологии являются достижения студентами положительной динамики результатов освоения рабочих программ междисциплинарных курсов и учебных дисциплин по итогам текущего и промежуточного контролей.
Таким образом, современные технологии – необходимый инструментарий современного преподавателя. В них заложен огромный потенциал для повышения профессионального мастерства и достижения целей, которые общество ставит перед системой образования – подготовить молодое поколение к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности как граждан, обладающих высокой степенью личностной зрелости, ориентированных на гуманистические ценности в решении любых проблем, способных к критической оценке и презентации своих достижений.
Инновационный опыт отечественных учебных заведений наметил стратегическое направление в решении столь сложных задач, а именно обновление программно-технологического обеспечения образовательного процесса на основе переосмысления всего переосмысления всего арсенала применяемых технологий с опорой на современные возможности и широкий культурный контекст, а также внедрение новых информационных и социальных технологий.
Для каждого, кто хочет выбрать и умело использовать образовательные технологии в своей педагогической практике, важно знать их качественное разнообразие, учитывая границы применения и условия, повышающие эффект от применения.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат