Дата публикации:
10.03.2022
Автор:
Смирнова Любовь Гавриловна
Название работы:
Гиперактивный ребёнок: лечить или наказывать.
Работа:
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК
ЛЕЧИТЬ ИЛИ НАКАЗЫВАТЬ?
Помните весёлую детскую песенку: А у меня внутри вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель? Песенка- то весёлая, а вот сама ситуация довольна сложная. Кто спорит, конечно, приятно, когда ребёнок подвижный, живой, активный. Но когда он весь день стоит на голове, бегает как заведённый по квартире, хватается то за один предмет, то за другой, не в состоянии до конца дослушать сказку или даже вопрос; если на все усилия привлечь внимание малыша он не задерживается у стола больше чем на минуту,- это уже не кажется весёлым ни родителям, ни тем более воспитателям в детском саду или учителям в школе.
И с такими детьми начинают бороться – каждый своими доступными методами. Наиболее нетерпеливые взрослые наказывают, ставят в угол, выгоняют из класса. Другие пытаются силой удержать ребёнка на месте или бегают рядом, стремясь увлечь интересным рассказом. Кто-то надеется подкупить: Посидишь спокойно – получишь конфетку и т. д.
К сожалению, очень немногие родители обращаются к врачу. Более того, даже в процессе обычного профосмотра невропатолога или педиатра мало кому из родителей приходит в голову пожаловаться на такое поведение ребёнка, дескать, что особенного: многие дети бегают, вырастет и всё станет на место. Однако без специалиста процесс становления на место будет долгим, тяжёлым, а может быть, даже и невозможным. Ведь чем отличается активный ребёнок от гиперактивного? Тем, что последний живёт по какой-то своей, никому не известной заданной программе. Движение для него становится самоцелью и не даёт сосредоточиться на других предметах. Он, например, начинает ходить во время занятия или урока. Почему? Он просто не может остановиться. Его физиологические возможности просто не позволяют сделать это. И трудно сказать, кто больше страдает – взрослые или сам ребёнок, ставший объектом постоянных окриков, угроз и насмешек.
Сейчас учёными принят следующий термин для определения состояния таких детей. Это синдром нарушения внимания с гиперактивностью, так как гиперактивность влечёт за собой, как правило, и нарушение внимания.
А сейчас поговорим о клинической картине, которая становится очевидной, к моменту, когда ребёнок попадает в детский сад, и принимает угрожающий характер в начальной школе. Почему именно в детском саду? Да, потому, что именно здесь малыш впервые сталкивается с реальной жизнью. Он попадает в организованную ситуацию, в коллектив, живущий по правилам, распорядку, и от каждого члена коллектива требуется достаточная степень самоконтроля. Тут надо уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя, уметь отвечать ему и многое другое, чего наш бедный ребёнок просто не умеет, он не может этого уметь. Он не виноват.
Но проблемы всё- таки начинаются. И с каждым годом они становятся всё более острыми. Воспитатели и учителя жалуются на непрекращающееся беспокойство, исходящее от ребёнка. Уставшие родители замечают, ко всему прочему, что он быстрее изнашивает одежду и обувь (на нём всё горит), вмешивается во все дела, свистит, болтает без умолку, задирает братьев и друзей и импульсивно дотрагивается рукой до любого, кто проходит рядом. Несмотря, что у многих таких детей живая мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, выключаются, выпадают из деятельности и из всей ситуации, то есть уходят из неё, а затем через некоторое время, снова в неё возвращаются.
Каковы же причины синдрома гиперактивности и нарушенного внимания?
Учёные выделяют следующие причины:
Наследственность
(на генетическом уровне)
Внутриутробная гипоксия (кислородное голодание плода), к которой особенно чувствителен развивающийся мозг,
Несовместимость по резус-фактору,
Осложнения при родах: скоротечные, преждевременные, затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесаревом сечении, длительный(более 12 часов) безводный период. Родовые осложнения, связанные с неправильным положением плода, обвитие его пуповиной, помимо асфиксии, могут повлечь за собой мозговые кровоизлияния, различные травмы, в том числе плохо диагностируемые лёгкие смещения шейных позвонков. Одна из наиболее часто называемых причин – генетический сбой. Предполагается, что в этом случае у ребёнка присутствует врождённая недоразвитость функциональных систем мозга, которые отвечают за внимание и двигательный контроль. Кроме того, есть данные, что общий объём головного мозга у детей с синдромом на 5,6 % меньше, чем у их сверстников, не имеющих патологий. По другим данным учёных, причиной синдрома является нарушение обменных процессов в мозге. Это ведёт к тому, что мозг хуже снабжается кровью, а сокращение кровотока губительно сказывается на работе интеллекта, на попытках сконцентрировать внимание, да и вообще на любой умственной деятельности.
Всё это может отрицательно сказаться на развитии ребёнка, его мозговой деятельности. Но, как отмечают врачи, если лечение данных патологий начать в раннем возрасте, то синдром нарушения внимания и гиперактивности может и не случиться, а если и появятся его признаки, то они будут куда слабее, чем при отсутствии лечения. Именно в первый год жизни любящие и внимательные родители способны совершить чудо, так как в это время нервная система и головной мозг ребёнка развиваются очень бурно и наиболее пластичны и подвержены максимальному восстановлению. Невролог может назначать специальные препараты (их сейчас очень много) – не стоит этого бояться, они показаны даже в самом раннем возрасте. Обязателен специальный массаж с элементами лечебной физкультуры. Обычно тактика лечения ведётся по нескольким направлениям: медикаментозная терапия, психологическая коррекция, витаминотерапия и диета, физическая реабилитация.
Синдром нарушения внимания с гиперактивностью в большинстве случаев хорошо поддаётся лечению. А если не лечить? Человек, перетащивший во взрослую жизнь остатки этого синдрома импульсивен, нетерпелив, часто взрывается буквально по пустякам. Человеку как будто всё время чего- то не хватает. Он меняет работу, страну, семью (кстати американцы подсчитали, что большинство всего разводов приходится именно на гиперактивных людей), а удовлетворения не находят. Развивается заниженная самооценка, теряются жизненные ориентиры: Как жить, если везде плохо. Такие симптомы детского расстройства становятся причиной неудач в личной жизни и профессиональной карьере. И не только неудач, а порой даже катастроф. Опять-таки американцы проследили, что среди гиперактивных больше суицидов, несчастных случаев, арестов. Но особенно опасна гиперактивность в подростковом возрасте. У таких детей развивается физиологическая тяга к алкоголю, наркотикам, их буквально тянет на подвиги, что-нибудь испортить, разбить, украсть, они просто рвутся в драку. Такие дети склонны уходить из дома, бродяжничать, склонны к правонарушениям. Вот почему гиперактивность опасна не только для близкого окружения ребёнка, но и всей социальной среды.
Надеемся, что представленный материал, поможет родителям задуматься над серьёзностью данной проблемы и избежать подобных осложнений и бед.
Скачать работу
ЛЕЧИТЬ ИЛИ НАКАЗЫВАТЬ?
Помните весёлую детскую песенку: А у меня внутри вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель? Песенка- то весёлая, а вот сама ситуация довольна сложная. Кто спорит, конечно, приятно, когда ребёнок подвижный, живой, активный. Но когда он весь день стоит на голове, бегает как заведённый по квартире, хватается то за один предмет, то за другой, не в состоянии до конца дослушать сказку или даже вопрос; если на все усилия привлечь внимание малыша он не задерживается у стола больше чем на минуту,- это уже не кажется весёлым ни родителям, ни тем более воспитателям в детском саду или учителям в школе.
И с такими детьми начинают бороться – каждый своими доступными методами. Наиболее нетерпеливые взрослые наказывают, ставят в угол, выгоняют из класса. Другие пытаются силой удержать ребёнка на месте или бегают рядом, стремясь увлечь интересным рассказом. Кто-то надеется подкупить: Посидишь спокойно – получишь конфетку и т. д.
К сожалению, очень немногие родители обращаются к врачу. Более того, даже в процессе обычного профосмотра невропатолога или педиатра мало кому из родителей приходит в голову пожаловаться на такое поведение ребёнка, дескать, что особенного: многие дети бегают, вырастет и всё станет на место. Однако без специалиста процесс становления на место будет долгим, тяжёлым, а может быть, даже и невозможным. Ведь чем отличается активный ребёнок от гиперактивного? Тем, что последний живёт по какой-то своей, никому не известной заданной программе. Движение для него становится самоцелью и не даёт сосредоточиться на других предметах. Он, например, начинает ходить во время занятия или урока. Почему? Он просто не может остановиться. Его физиологические возможности просто не позволяют сделать это. И трудно сказать, кто больше страдает – взрослые или сам ребёнок, ставший объектом постоянных окриков, угроз и насмешек.
Сейчас учёными принят следующий термин для определения состояния таких детей. Это синдром нарушения внимания с гиперактивностью, так как гиперактивность влечёт за собой, как правило, и нарушение внимания.
А сейчас поговорим о клинической картине, которая становится очевидной, к моменту, когда ребёнок попадает в детский сад, и принимает угрожающий характер в начальной школе. Почему именно в детском саду? Да, потому, что именно здесь малыш впервые сталкивается с реальной жизнью. Он попадает в организованную ситуацию, в коллектив, живущий по правилам, распорядку, и от каждого члена коллектива требуется достаточная степень самоконтроля. Тут надо уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя, уметь отвечать ему и многое другое, чего наш бедный ребёнок просто не умеет, он не может этого уметь. Он не виноват.
Но проблемы всё- таки начинаются. И с каждым годом они становятся всё более острыми. Воспитатели и учителя жалуются на непрекращающееся беспокойство, исходящее от ребёнка. Уставшие родители замечают, ко всему прочему, что он быстрее изнашивает одежду и обувь (на нём всё горит), вмешивается во все дела, свистит, болтает без умолку, задирает братьев и друзей и импульсивно дотрагивается рукой до любого, кто проходит рядом. Несмотря, что у многих таких детей живая мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, выключаются, выпадают из деятельности и из всей ситуации, то есть уходят из неё, а затем через некоторое время, снова в неё возвращаются.
Каковы же причины синдрома гиперактивности и нарушенного внимания?
Учёные выделяют следующие причины:
Наследственность
(на генетическом уровне)
Внутриутробная гипоксия (кислородное голодание плода), к которой особенно чувствителен развивающийся мозг,
Несовместимость по резус-фактору,
Осложнения при родах: скоротечные, преждевременные, затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесаревом сечении, длительный(более 12 часов) безводный период. Родовые осложнения, связанные с неправильным положением плода, обвитие его пуповиной, помимо асфиксии, могут повлечь за собой мозговые кровоизлияния, различные травмы, в том числе плохо диагностируемые лёгкие смещения шейных позвонков. Одна из наиболее часто называемых причин – генетический сбой. Предполагается, что в этом случае у ребёнка присутствует врождённая недоразвитость функциональных систем мозга, которые отвечают за внимание и двигательный контроль. Кроме того, есть данные, что общий объём головного мозга у детей с синдромом на 5,6 % меньше, чем у их сверстников, не имеющих патологий. По другим данным учёных, причиной синдрома является нарушение обменных процессов в мозге. Это ведёт к тому, что мозг хуже снабжается кровью, а сокращение кровотока губительно сказывается на работе интеллекта, на попытках сконцентрировать внимание, да и вообще на любой умственной деятельности.
Всё это может отрицательно сказаться на развитии ребёнка, его мозговой деятельности. Но, как отмечают врачи, если лечение данных патологий начать в раннем возрасте, то синдром нарушения внимания и гиперактивности может и не случиться, а если и появятся его признаки, то они будут куда слабее, чем при отсутствии лечения. Именно в первый год жизни любящие и внимательные родители способны совершить чудо, так как в это время нервная система и головной мозг ребёнка развиваются очень бурно и наиболее пластичны и подвержены максимальному восстановлению. Невролог может назначать специальные препараты (их сейчас очень много) – не стоит этого бояться, они показаны даже в самом раннем возрасте. Обязателен специальный массаж с элементами лечебной физкультуры. Обычно тактика лечения ведётся по нескольким направлениям: медикаментозная терапия, психологическая коррекция, витаминотерапия и диета, физическая реабилитация.
Синдром нарушения внимания с гиперактивностью в большинстве случаев хорошо поддаётся лечению. А если не лечить? Человек, перетащивший во взрослую жизнь остатки этого синдрома импульсивен, нетерпелив, часто взрывается буквально по пустякам. Человеку как будто всё время чего- то не хватает. Он меняет работу, страну, семью (кстати американцы подсчитали, что большинство всего разводов приходится именно на гиперактивных людей), а удовлетворения не находят. Развивается заниженная самооценка, теряются жизненные ориентиры: Как жить, если везде плохо. Такие симптомы детского расстройства становятся причиной неудач в личной жизни и профессиональной карьере. И не только неудач, а порой даже катастроф. Опять-таки американцы проследили, что среди гиперактивных больше суицидов, несчастных случаев, арестов. Но особенно опасна гиперактивность в подростковом возрасте. У таких детей развивается физиологическая тяга к алкоголю, наркотикам, их буквально тянет на подвиги, что-нибудь испортить, разбить, украсть, они просто рвутся в драку. Такие дети склонны уходить из дома, бродяжничать, склонны к правонарушениям. Вот почему гиперактивность опасна не только для близкого окружения ребёнка, но и всей социальной среды.
Надеемся, что представленный материал, поможет родителям задуматься над серьёзностью данной проблемы и избежать подобных осложнений и бед.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств