Проектный метод как средство развития творческой личности учащегося
Каким должен быть урок литературы сегодня? Как сделать, чтобы современные дети взяли книгу и начали читать? В неравный бой с техническим прогрессом вступила сегодня книга, но при умелом подходе к организации учебного процесса ей под силу одержать победу. И здесь на помощь учителям приходят разные технологии, используя которые, мы находим то, что становится понятно нашим ученикам, что учит их читать художественную литературу. Помощниками при изучении литературы стали уроки- мастерские, когда ученики учатся ассоциативному мышлению и творческому письму, уроки-квесты, когда поиск истины увлекает всех, ролевые игры, когда учащиеся пробуют себя в разных ролях. Но главными уроками, по моему мнению, являются уроки-проекты. Проектом в образовании называют « реалистический замысел о желаемом продукте, который содержит рациональное обоснование и конкретную технологию практической реализации». Это значит, что мы должны получить, изготовить, создать, построить или сконструировать то, в чём нуждаемся и сможем сделать, если приложим умственные и физические усилия. Метод проектов обещает образованию многое, но и роль учителя велика. Проектный метод- это учебное средство, дающее надежду успешнее справляться с рядом образовательных проблем. Чтобы овладеть проектным методом в качестве средства обучения, надо самим научиться проектировать. В проектном обучении можно выделить три стадии. На первом выдвигается определённая гипотетическая идея, способная к дальнейшему развитию. Затем из гипотезы вырисовывается детальная картина. Завершающая фаза- составление проектной документации. Это может быть отчёт, презентация и другое. Также нужно отметить очень важное свойство проекта - целевую направленность на нечто оригинальное, новое. Проектный подход требует пересмотра иллюстративно- инструктивных методов обучения. Здесь учитель не даёт готовых знаний, не объясняет правильный способ действия. Учитель не порицает учащихся за ошибки. Учитель не показывает эталонных образцов. Он даёт учащимся определённое задание, далеко не простое, чтобы его можно было выполнить сразу и по какой-то схеме. Способы и средства, ведущие к цели, ученик должен выбрать сам. Какова же роль учителя? В ходе работы над проектом учитель лишь направляет и ориентирует учащихся. Учителя знают, как непросто побудить и научить детей выдвигать различные гипотезы и предположения. Нужно воспитать в учащихся и в себе готовность к тому, что для получения ответа на вопросы, нужно заглянуть в справочник, но предварительно изучить, открыть, изобрести, провести систематическое исследование, а потом построить проектную модель и представить результаты своей работы в такой форме, чтобы она была понятна для слушающих. Проектное мышление необходимо развивать. Это должно быть задание на усовершенствование учебного процесса, на развитие способностей решать новые задачи и переносить найденные принципы решения на другие проблемные ситуации. Приведу в пример урок с элементами проектного метода по литературе.
Проект «Поэзия 19 века о родной природе», 5 класс
Предлагаю список: М.Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, И. З. Суриков. Класс получает задание рассказать о жизни и творчестве поэта, представить понравившееся стихотворение поэта. Учащиеся для выполнения задания могут объединиться в группы от 3 до 5 человек. Задание учителя выходит за рамки учебника, так как биографический материал по теме представлен незначительно, как и стихи, количество которых в учебнике ограничивается одним-двумя. Учащиеся в процессе работы могут пользовать разными источниками информации. В группах быстро и без подсказки учителя происходит самопроизвольное и стихийное распределение ролей и функций. Роли следующие: постановщик проблем, исследователь- аналитик, генератор идей, создатель гипотез, критик. Роли у учащихся в группе могут меняться по желанию участников. Но каждый учащийся получает индивидуальное задание: выбрать одно стихотворение для чтения наизусть в классе, подобрать к нему репродукции картин русских художников, созвучные тематики стихотворения, обосновать свой выбор, сделать анализ стихотворения или написать отзыв. После этапа подготовки и обсуждения различных гипотез группы, приходят к ответу на вопрос, содержащийся в задании, и приступают к завершению работы. Представление результатов проходит в форме публичной защиты – выступлений как группы, так и каждого ученика перед классом со своей работой. Получается своеобразный мини- проект: альбом по теме « Русский пейзаж в поэзии и живописи».
Выводы. Педагогическую значимость трудно переоценить. Роль учителя меняется: он превращается в коллегу, старшего товарища по исследованию и разработке проекта, в квалифицированного эксперта-консультанта, приходящего на помощь ученикам и дающего советы и рекомендации только тогда, когда его об этом попросят.
Литература
1. Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников.- 2009.-№1.- С.34-45.
2. Савичев А. С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции // Народное образование.- 2007.-№10.
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии :
учебн. пособ.- М.: Народное образование, 2005.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат