Семинар для воспитателей групп раннего возраста
«Шаги навстречу»
Цель – расширить и структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2-3 лет в период адаптации.
Для того чтобы вспомнить некоторые особенности раннего возраста предлагаю пройти тест. Пожалуйста ответьте на вопросы, после ваших ответов мы их разберем вместе:
Ранний возраст – это период:
А. от рождения до 1 года;
Б. от 1 года до 3 лет;
В. от 2 до 3 лет;
Г. от рождения до 2 лет.
При средней степени адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется:
А. в течении 30-35 дней;
Б. в течении месяца;
В. за 10-15 дней;
Г. от 2 до 6 месяцев.
В каком возрасте возникает личностное новообразование «Система Я»
А. на 1-м году жизни;
Б. на 2-м году;
В. на 3-м году;
Г. на 4-м году.
На что необходимо обращать первостепенное внимание в семье и детском саду в период адаптации ребенка?
А. полноценный сон;
Б. здоровая гигиеническая среда;
В. соблюдение режима дня;
Г. рациональное и калорийное питание.
Теперь когда мы вспомнили и обсудили основные моменты раннего возраста детей разберем его задачи:
Нет страха, а есть интерес к миру! Ребенок осваивает возможности тела, как с телом управляться, где он может пролезть, как обращаться с ложкой вилкой. Осваивает материальные предметы. Ребенок приобретает те знания и умения, которые у нас сейчас находятся в режиме автопилота (сложить вещи, сесть за стол и поесть) мы даже не осознаем сколько знаний и умений мы приобрели именно в этом возрасте. Для ребенка обучение этим действиям целая сложная задача, состоящая из отдельных этапов – что-то получается легко, а что-то очень сложно, то же обучение речи. Все это происходит одновременно. Поэтому ребенок с года до трех – это машина обучения, все что он делает – это непрерывно учится и у него огромные возможности преодолевать неудачи. Если бы мы сейчас чему-то учились и у нас было бы такое количество неудач которое бывает у двухлетки который учится куда-то залезать и что-то делать с предметами, мы бы давно бросили это дела и решили, что это не для нас, у нас нет таланта и нам это вообще не очень то и нужно было. Ребенок может легко пережить неудачу и начать делать хоть в сотый раз, пока задача будет выполнена. И родитель здесь играет роль аккумулятора, в случае какого-то расстройства (упала башня из кубиков, кто-то толкнул, поранился), можно подойти, обнять, получить поддержку и идти дальше покорять мир вокруг. Взрослый помогает ему пережить это разочарование, эту обиду. Ребенок может полностью отдаться процессу обучения если знает, что рядом есть значимый взрослый.
От 1 года до 2 ребенок не понимает понятия время и слова – скоро приду – ни о чем ему не говорят. Его не интересуют сверстники до трех лет, а больше мир игрушек и значимый взрослый. Известно, что мозг ребенка наиболее активно развивается в свои 1-е годы жизни, давайте рассмотрим 6 фактов о нем:
С рождения у ребенка огромный запас нейронов (клеток мозга), но их наличие не делает ребенка умным или ловким. Чтобы клетки мозга раб
о
тали должны образовываться свя
зи между ними
. Они появляются при взаимодействии ребенка с чем-то новым. Чтобы связь не исчезла опыт должен повторяться раз за разом. Хо
рошо когда опыт разносторонний.
Развитие головного мозга происходит в строго определенном порядке, от простых навыков к более сложным. Для развития навыка есть более или менее подходящий период. Например то 1-2 лет
активно формируется речь и эмоциональное развитие, но нет
навыка связывать образы и звуки
,
поэтому
изучение алфавита в этом возрасте не будет эффективно.
В мозге есть зоны, отвечающие за развитие речи. Зона
Брока
и зона Вернике. Зона Верн
ике отвечает за восприятие речи
, она актив
на с самого рождения
, влияет на развитие
зоны
Брока
отвечаю
щей за воспроизведение речи. По
этому так важно разговаривать с ребенком, петь ему, читать сказки.
Рядом с речевым центром в головном мозге расположен центр моторики. Благодаря такому соседству, чем больше ребенок
играет руками
тем лучше развивается речь, а речь связана с развитием мышления ребенка.
У
детей в этот период ми
ндалевидная железа
,
отвечающая
за
эмоции
, развита сильнее
, чем лобные доли, кот
орые контролируют поведение. По
этому детям свойственно демонстрировать с
вои эмоции и переживать чувства
, но не управлять ими. Например на ребенка 2-3 лет не сработает призыв
– Успокойся и перестань плакать
, ведь это требует контроля эмоций. Зато обнять ребенка со словами – я знаю, ты сердишься – сработает лучше.
Для развития важна физическая активность. В
гипокампе
и передних частях мозга
,
отвечающих за обучение
,
образуются новые нейронные связи и ускоряются
химические реакции
, когда ребенок бегает, прыгает и лазает
развивается не только координация
, зрение
и восприятие пространства но
так ребенок подготавливает необходимую базу для развития умственных и эмоциональных навыков.
Итак, мы разобрали с вами на этом семинаре основные особенности младшего возраста. Надеюсь эта информация пригодится вам при взаимодействии с вашими воспитанниками.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат