Додонкова Екатерина Святославовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Белоярская СШ» с. Белый Яр
Алтайского района Республики Хакасия
Организация исследовательской деятельности младших школьников
Проекты и исследования в младших классах - это очень трудоёмкая работа, требующая специально отведённого для этого времени. Поэтому такая работа является важным направлением внеурочной деятельности, тесно связанная с основным учебным процессом.
Ученики начальных классов, в силу своих возрастных особенностей, ещё слишком малы для проектирования и исследований и не могут полностью работать самостоятельно над исследованием, им нужна направляющая, организующая, и руководящая помощь. В организации исследовательской работы большую роль, конечно же, играет учитель. Но эффективность и результативность исследовательской деятельности возможна только при плотном сотрудничестве учителя, ребенка и родителей (правило «триединства»).
Итак, с чего начать? Прежде всего, с мотивации.
Конечно, не все дети хотят и могут заниматься исследовательской деятельностью. Но в каждом классе есть дети, которым свойственна любознательность. Надо только попробовать их заинтересовать.
Выбор темы исследования
Конечно, успех исследовательской работы младших школьников зависит, в первую очередь, от верно выбранной темы исследования. Трудно найти такую тему, которая была бы интересна всем окружающим. Это видят и сами учащиеся, когда слушают выступления детей из других школ. Одни темы их увлекают, дети слушают с удовольствием, а другие – им совершенно неинтересны.
Тема должна быть значимой, актуальной и понятной для ребёнка.
Тема должна увлекать ребёнка и быть для него интересной. Исследование будет эффективным, если будет выполняться только на добровольной основе. Тема, «навязанная» ребенку, какой бы актуальной и интересной она не казалась нам взрослым, нужного эффекта не даст. Для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности, интересы, увлечения, хобби.
Тема должна быть реализуема и выполнима, решение её должно принести реальную пользу.
Тема должна быть уникальной и оригинальной, в ней должно быть что-то необычное и неожиданное. Познание начинается с удивления.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть быстро и качественно. Младший школьник не может длительно работать в одном направлении. Важно учитывать эту возрастную особенность младших школьников и стремиться к тому, чтобы первые детские исследования не были долгосрочными.
Именно этими правилами я руководствуюсь, когда помогаю выбрать тему исследования своим ребятам.
Формулировка цели
Цель исследования - это планируемый конечный результат, который учащийся хочет получить в итоге своей работы. Цель описывается простыми словами. Это может одно или два предложения!
Для формулировки цели можно использовать следующие глаголы: изучить, проанализировать, выяснить, определить, описать, обобщить, исследовать, установить, показать, выявить, проверить, обосновать, привлечь к проблеме, узнать и др.
Постановка задач
После формулировки цели указываются конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе исследования.
Задачи исследовательской работы - это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начала до конца.
Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно составить план, что надо сделать сначала, что потом.
Обычно задачи исследования начинаются со следующих слов: определить, изучить, выявить, показать, измерить, выяснить, предложить, провести, рассмотреть, узнать, обобщить, проанализировать, исследовать, найти, сравнить, сделать, составить, описать, установить, разработать, собрать, познакомиться и др.
Этапы исследования
Организация исследования включает в себя следующие этапы.
Что я знаю об этом из личного опыта?
Сделать выводы из того, что мне уже известно?
Просмотреть литературу и издания периодической печати по теме.
Обобщить полученную информацию.
Опросить людей по этой теме или провести анкетирование.
Выполнить обзор Интернет - материалов.
Сделать наблюдения.
Провести эксперимент.
Записать план и результаты эксперимента.
Сделать выводы.
Защита работы
Защита – это очень важный этап исследовательской деятельности. Участвуя в исследовательских работах, учащиеся учатся держать себя перед определенной аудиторией слушателей, привыкают слушать и слышать других.
Очень важно при защите продемонстрировать значимость работы, что результаты, полученные во время исследования, могут пригодиться слушателям. Для этого необходимо изготовить какой-либо продукт: памятку, буклет с рекомендациями, альбом, стенд, лэпбук, макет, модель и т.п.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат