Гармонизация отношений с природой через развитие экологической культуры в школе.
В условиях нашего села, находящегося вдалеке от научных, культурных центров (450 км от г. Новосибирска) весьма уместен вопрос: «Можно ли добиваться нового качества экологической культуры, экологической образованности учащихся на периферии?». Ведь с которым годом не уменьшаются проблемы. Уже более десятка лет учащиеся проводят мониторинг состояния растительности берёзового колка, прилегающего к северной окраине села (далее колок Северный), мониторинг изменения муравьиных гнёзд в колке Северном и многие другие исследования. Если привести результаты исследования переходного сообщества опушки колка, то здесь виден явный регресс: с 2015 по 2020 г здоровых деревьев уменьшилось со 118 до 67, из травянистой растительности стала преобладать лугово - степная и появилась сорная. Так, например, исчезла земляника лесная и доминирует горец птичий, кровохлёбка лекарственная, лапчатка, полынь сизая.
Совсем исчезли с опушки колка и муравьиные гнёзда, которых в 2015 году было 6, а в 2020 осталось 3 пеньковых, которые расположились на месте срубленных деревьев. Много проблем имели и другие биоценозы на территории \ сельского совета.
Выявленная опасность бездумного природопользования требовала пересмотра взглядов на отношение учащихся, взрослого населения села к природе, ставит проблему совершенствования путей формирования экологической культуры.
В 2019 году была проведена диагностика уровня экологической культуры, которая включала вопросы о знании поведения человека в природе, её роли в жизни человека. Результаты показывают, что современные учащиеся знают и понимают необходимость соблюдения экологических норм, но не связывают это знание с личностной значимостью для себя и своей жизни, с собственной ответственностью за каждый поступок, который может повлиять на состояние окружающей среды и неизбежно отразиться на жизни самих людей и потомков. (Сломал дерево – погубил будущий лес, выбросил конфетный фантик - превратил улицу, колок в свалку, оставил бутылку стеклянную - вызвал пожар и.т.д.)
Данный опрос подтвердил актуальность работы по повышению экологической культуры для школьников и сельской молодежи.
В целом экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования.
Была поставлена цель: формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через создание детской биолаборатории.
Создание отделов
Б
иолаборатории
.
1. Создание сельского экологического информационного центра «Берегиня»
1. Довести до сведения социума проблемы развивающегося экологического кризиса биоценозов Баганского района и имеющийся опыт по развитию экологической культуры через создание экологической газеты «Берегиня» и выпуск экологических сборников с опытом исследований учащихся района.
2. Создать общественный экологический комитет «Берегиня» для решения проблем экологии села, развития экологической пропаганды среди населения
2. Модернизация сельской экологической тропы «Тропа жизни».
Тропа жизни - это экологический проект, направленный на сохранение и изучение природы родного края. Созданная экологическая тропа будет средством развития гармоничных отношений человека и окружающей среды.
- Проект будет реализовываться членами экологического кружка, работающие по программе дополнительного образования «В согласии с природой», учащимися школы, осуществляющими предпрофильную подготовку по образовательной программе «Школьное подворье», родителями, учащимися, жителями села, ежегодно участвующими в социально-значимых мероприятиях, направленных на благоустройство села, повышение его эстетической культуры.
- Данный проект необходим всем членам местного сообщества: педагогам, учащимся и их родителям, общественности, так как направлен на возрождение села, его культурных и образовательных традиций через воспитание гармонических отношений с природой.
- Выполнение данного проекта имеет длительный период, так как сохранение окружающей природы напрямую связано с нравственными позициями жителей села, ценностями их жизни
Воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников.
активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;
Б) Создание образовательной модели по формированию экологической культуры.
Были проанализированы возможности образовательного процесса в своей школе. С 2015 по 2020 год проводится работа по созданию смешанной модели формированию экологической культуры, позволяющая рассматривать и решать проблемы экологии, используя потенциал всех предметов, а также элективные курсы, внеклассную и внешкольную деятельность.
Система экологического образования была представлена в г. Санкт -Петербурге в апреле 2015 года на конференции «Открой в себе учёного», 26-27 июня 2008 года в г. Пскове на Всероссийской научно – практической конференции «Развитие инновационного потенциала сельской школы: возможности и перспективы. Комплексные сельские образовательные системы как перспективные модели для возрождения и развития сельского социума в России» и вошла в сборник статей «Сельская школа: проблемы организации образовательного процесса». Москва, 2008, с. 45. Формирование исследовательской культуры сельских школьников.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат