Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Музыкотерапия как средство развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста . Работа №45191

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Музыкотерапия как средство развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста
Работа:

Музыкотерапия как средство развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста

 

Петухова Оксана Александровна,

педагог дополнительного образования в МБОУ ДО ДДТ,

694920, Сахалинская область, ул. Егорова, д. 20

Контактные телефоны: 89621160746

Аннотация

Проблема развития творческого мышления у детей всегда интересовала педагогов и психологов. Статья посвящена рассмотрению вопроса о влиянии музыкотерапии на развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: творческое мышление, дошкольники, музыкотерапия.

В условиях демократизации творческое отношение к продуктам деятельности человека выводится на одно из приоритетных мест в перечне обновлённых ценностей современного постиндустриального общества.

В современной дошкольной педагогической практике, к сожалению, наблюдаются такие тенденции, как копирование детьми чужого опыта, действия ребёнка по образцу, предоставляемому взрослым, навязывание ему стереотипного мышления, боязнь проявить инициативу. В данных условиях творческое мышление детей изначально приостановлено, продукты детского творчества (рисунки, поделки) не отражают индивидуальность ребёнка, коллективная деятельность также не носит творческого характера. Подражание чужому опыту или имитация созидательной творческой деятельности может негативно повлиять на характер деятельности человека в его взрослом состоянии и затормозить развитие его индивидуальности. Всё вышесказанное актуализирует необходимость развития творческого мышления у детей на основе современных инновационных образовательных теорий и технологий, начиная с самого раннего возраста.

 

Наряду с осмыслением остроты изучаемой проблемы можно выделить ряд противоречий между социальным заказом общества на реализацию функций дошкольного образовательного учреждения, связанных с формированием творческой личности, и существующими в дошкольных образовательных учреждениях традиционными подходами, слабо ориентированными на развитие у дошкольников творческого мышления; необходимостью формирования творческого мышления у детей дошкольного возраста как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса и отсутствием соответствующей методологической базы и педагогического инструментария; стремлением педагогов к развитию творческого мышления дошкольников и их неподготовленностью к переосмыслению механизмов развития творческого мышления детей; желанием родителей участвовать в творческом развитии своих детей и недостаточностью разработанных и адаптированных к условиям семьи соответствующих методических рекомендаций.

Данные противоречия обусловили актуальность проблемы, которая заключается в разработке содержания и определении педагогических условий развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста на основе теории решения изобретательских задач.

Идеи о творческом характере мышления человека, о его специфике, взаимоотношениях с другими процессами, с памятью, интеллектом, вниманием, о закономерностях его развития разрабатывались в исследованиях многих советских психологов (Ананьев Б.Г., Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Костюк Г.С., Леонтьев А.Н., Теплов Б.М. и др.). Широкое обобщение положений о сущности и специфике мышления было осуществлено Рубинштейном С.Л.

В нашем экспериментальном исследовании в качестве средства по формированию творческого мышления мы выделили музыкотерапию. В основе данного профилактического направления лежит использование различных методов воздействия музыкой или пением, выбор которых определяется конкретно стоящими перед педагогом-психологом задачами.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что музыкотерапия оказывает влияние на развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе МБДОУ детского сада комбинированного типа 27 и МБОУ ДО ДДТ г. Углегорска Сахалинской области. В качестве участников исследования выступили дети двух подготовительных к школе групп. Одну из этих групп мы определили как экспериментальную. Количество детей в группе 25 человек, из них: мальчиков 13 человек; девочек 12 человек.

Нами были использованы следующие методы: наблюдение, психологические диагностики «Изучение оригинальности рисунков», «Изучение гибкости графического образа», «Варианты употребления», словесного творческого мышления, методика «Конструирование картин» Э.П. Торренса, а также методы математической статистики.

На констатирующем этапе эксперимента изучалось современное состояние проблемы исследования в теории и практике педагогики и психологии, определялась актуальность и параметры исследования.

Проведенная диагностика творческого мышления дала следующие результаты:

В экспериментальной группе у 6 дошкольников (24%) высокий показатель оригинальности, эти дети обладают высоким уровнем развития творческого мышления. У 10 дошкольников группы (40%) рисунки малооригинальны, повторные изображения предметов встречаются как у дошкольников данной группы, так и других дошкольников, эти дети обладают средним уровнем развития творческого мышления. Также у 9 дошкольников группы (36%) рисунки неоригинальны, гибкость построения графического образа отсутствует, эти дети обладают низким уровнем развития творческого мышления.

В контрольной группе 7 дошкольников (28%) имеет высокий показатель оригинальности. У 8 дошкольников (32%) рисунки малооригинальны. Также у 10 дошкольников (40%) рисунки неоригинальны.

Анализ и интерпретация результатов диагностики развития творческого мышления показали, что в экспериментальной группе обладают продуктивностью мышления, креативностью, способностью выдвигать разнообразные идеи, умением переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения 4 дошкольника (16%). В редких случаях 10 дошкольников (40%) способны к порождению небольшого числа словесно сформулированных идей, отличаются невысоким уровнем креативности, не всегда способны выдвигать разнообразные идеи, использовать разнообразные стратегии решения. Ответы их не отличаются оригинальностью, разработанность задания невысокая. Низкие значения беглости наблюдаются у заторможенных, инертных, недостаточно мотивированных дошкольников. Количество таких детей составило 11 человек (44,0%).

В контрольной группе обладают продуктивностью мышления, способностью выдвигать разнообразные идеи, умением переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения 4 дошкольников (16%). В редких случаях 9 дошкольников (36%) способны к порождению небольшого числа словесно сформулированных идей, отличаются невысоким уровнем мышления, не всегда способны выдвигать разнообразные идеи, использовать разнообразные стратегии решения. Низкие значения беглости наблюдаются у 12 человек (48,0%).

По результатам проведённых диагностик был определен уровень развития творческого мышления дошкольников.

В экспериментальной группе количество дошкольников с высоким уровнем развития творческого мышления составило 16%, количество дошкольников со средним уровнем 40%, количество дошкольников с низким уровнем развития творческого мышления 44%.

В контрольной группе количество дошкольников с высоким уровнем развития творческого мышления составило 16%, количество дошкольников со средним уровнем развития творческого мышления 36%, количество дошкольников с низким уровнем развития 48%.

Формирующий этап включал в себя реализацию программы развития творческого мышления методами музыкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста.

В экспериментальную группу была внедрена технология развития творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование. В основе педагогического опыта «Система элементарного музыкального воспитания» Карла Орфа, авторская программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, ТРИЗ С.Г. Альтшуллера.

Новизна программы заключается в комбинировании технологии элементарного музицирования с дошкольниками и технологии развития творческого мышления с использованием элементов ТРИЗ.

Цель обеспечение положительной динамики в формировании творческого мышления в процессе обучения дошкольников элементарному музицированию.

Задачи программы развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, индивидуальность, способность к спонтанному творческому поведению; создавать предпосылки к формированию творческого мышления.

Программа рассчитана на 1 академический час (30 мин) в неделю (всего 12). Оптимальное количество участников 10-12 человек.

Музицирование проходило в просторном кабинете с рабочей зоной и зоной отдыха. Пространство рабочей зоны оборудовано столами и стульями для каждого участника.

На заключительном этапе исследования для подтверждения динамики в уровне развития творческого мышления мы воспользовались методиками констатирующего этапа.

В экспериментальной группе у 11 дошкольников (44%) высокий показатель оригинальности. У 13 дошкольников группы (52%) рисунки малооригинальны. У 1 дошкольника (4%) рисунки неоригинальны.

В контрольной группе у 7 дошкольников (28%) высокий показатель оригинальности. У 14 дошкольников (56%) рисунки малооригинальны. У 4 дошкольников (16%) рисунки неоригинальны, гибкость построения графического образа отсутствует.

Анализ и интерпретация результатов повторной диагностики развития творческого мышления показали, что в экспериментальной группе обладают продуктивностью мышления, креативностью, способностью выдвигать разнообразные идеи, умением переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения 10 дошкольников (40%). Их идеи оригинальны, они характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью, способны к изобретательской и конструктивной деятельности.

В редких случаях 13 дошкольников (52%) способны к порождению небольшого числа словесно сформулированных идей, отличаются невысоким уровнем креативности, не всегда способны выдвигать разнообразные идеи, использовать разнообразные стратегии решения. Низкие значения беглости наблюдаются у 2 человек (8%).

В контрольной группе обладают продуктивностью мышления, креативностью, способностью выдвигать разнообразные идеи, умением переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения 5 дошкольников (20%). В редких случаях 14 дошкольников (56%) способны к порождению небольшого числа словесно сформулированных идей. Низкие значения у 6 человек (24%).

В экспериментальной группе количество дошкольников с высоким уровнем развития творческого мышления составило 40%, количество дошкольников со средним уровнем развития творческого мышления 52%, количество дошкольников с низким уровнем развития творческого мышления 8%.

В контрольной группе количество дошкольников с высоким уровнем развития творческого мышления составило 20%, количество дошкольников со средним уровнем развития творческого мышления 56%, количество дошкольников с низким уровнем развития 24%.

Психологическая диагностика и математическая статистика данных показала, что разработанная программа является эффективной. В своем исследовании мы доказали, что использование музыкотерапии в развитии творческого мышления старших дошкольников будет эффективным.

Практические рекомендации для воспитателей и психологов по использованию музыкотерапии в развитии творческого мышления дошкольников:

- использовать в работе с детьми игры и упражнения, стимулирующие развитие творческого мышления и воображения, творческих способностей дошкольников, что позволит ребенку познавать окружающий мир природы, науки, искусства всеми органами чувств, иметь личностное восприятие, суждение об изучаемом явлении, предмете и на основе этого наиболее полно усваивать информацию о нем;

- внедрять разнообразные приемы и методы музыкотерапии для развития творческих способностей, мышления;

- применять нетрадиционные техники изображения, чтобы дать дошкольникам возможность выразить свои чувства и достичь желаемого образа;

- использовать дифференцированный подход в обучении, обращать внимание на возрастные и индивидуальные особенности дошкольников;

- применять коллективные и индивидуальные формы организации образовательного процесса для создания творческих работ и развития творческого мышления дошкольников;

- использовать необходимое оборудование для созидания и творчества.

Литература

Абсалямова

А.Г.,

Николаева

О.Ф.

Теоретические

основы

формирования

культуры

творческого

мышления

у

старших

дошкольников

//

Начальная

школа

плюс

до

и

после.

2010.

4.

С.

22

-

25.

Белозерских

Г.М.

Развитие

творческого

потенциала

личности

//

Начальная

школа.

2004.

11.

С.

24.

Богоявленская

Д.Б.

Психология

творческих

способностей.

М.:

Академия,

2002.

364

с.

Петрушин

В.И.

Музыкальная

психотерапия:

Теория

и

практика:

Учеб

пособиедля

студ.

высш

.

учеб.

заведений.

М.:

Гуманит

.

изд.

центр

ВЛАДОС,

1999.

176

с

.

Радынова

О.

П.

М

узыкальные

занятия

в

детском

саду.

Конспекты

занятий

в

двенадцати

частях

серия

«

Музыкальные

шедев

ры

»

,

М.,

1999

.

Савенков

А.И.,

Комарова

Т.С.

Коллективное

творчество

детей.

М.:

Лань,

2007.

С.

51

-

53.

Симановский

А.Э.

Развитие

творческого

мышления

детей.

Ярославль:

Ак

адемия

развития,

1997.

С.

63-

69.

Тютюнникова

Т.Э. Музыка 6-7 лет.

М.: Издательство АСТ, 1997

. 32

с.

Элементарное

музыкальное

воспитание

по

системе

Карла

Орфа

/

Под

ред.

Л.А.

Барейбойма

.

М.,

1978.

 

 

 

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Петухова Оксана Александровна

Электронный адрес: petukhova.oxana2011@yandex.ru

Место работы: педагог дополнительного образования в МБОУ ДО ДДТ.

Рабочий адрес: 694920, Сахалинская область, ул. Егорова, д. 20

Домашний адрес: 694920, Сахалинская область, пер. Баранова, д. 5, кв. 8

Контактные телефоны: 89621160746

 

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Petukhova Oksana Alexandrovna

E-mail: petukhova.oxana2011@yandex.ru

Place of work: teacher of additional education MBOU to DDT.

Work address: 694920, Sakhalin Region, Str. Egorova , d.20

Home address: 694920, Sakhalin region, trans. Baranova , d. 5, Apt. 8

Phone: 89621160746

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×