«Мир Оптических иллюзий»
Познавательное занятие для детей с ОВЗ
Цель: формирование у детей с инвалидностью представлений об оптических иллюзиях
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с понятием «оптические иллюзии»;
- продемонстрировать в практической деятельности механизм работы оптических иллюзий;
- научить детей создавать оптические иллюзии.
2. Коррекционно-развивающие:
- учить детей работать в группе: договариваться, учитывать мнение партнера;
- учить детей формулировать выводы.
3. Воспитательные:
- воспитывать желание заботиться о здоровье глаз.
Предварительная работа: изготовление аппликации «Чаша с фруктами»
Ход занятия:
Орг.момент: Здравствуйте, ребята! У вас на столах лежат аппликации, которые вы сделали на предыдущем занятии. А сейчас произойдет фокус, перевените ваши аппликации. И…что вы видите? (ответ детей: «Видим лицо старика») Это называется «оптическая иллюзия».
Вводная часть: Что такое «оптическая иллюзия»? Э то впечатления о видимом предмете или явлении, не соответствующее действительности, то есть оптический обман. Слово «иллюзия» происходит от латинского слова «обманывать». Часто иллюзии возникают по двум причинам: специфическая работа глаз и ошибочное преобразование сигнала мозга. Можно сказать так: глаза видят один предмет, а мозг может воспринимать его по-другому.
Основная часть: Сейчас мы посмотрим видеофильм об оптических иллюзиях. (Просмотр фильма «Оптические иллюзии»)
В фильме вы увидели различные оптические иллюзии. Я специально показала вам только примеры, без всяких выводов. Хочу спросить у вас: как вы думаете, для чего нам надо знать об оптических иллюзиях? (ответы детей)
Надо знать об этом для того, чтобы реально представлять предмет. Часто наши взгляды поверхностны, мы оцениваем предмет с одной точки зрения, а их много.
Проведем несколько опытов.
Возьмем бутылочки с водой разной формы. И определим на глаз объем воды в каждой. Как вы думаете: объем воды в бутылочках одинаковый?
(ответы детей)
Почему вы так думаете?
(ответы детей)
Давайте проверим
(с помощью мерного стакана дети проверяют объем воды).
А) наполним стакан наполовину;
Б) опустим в него ложку;
В) посмотрим на стакан с боку. Что вы видите? (ответы детей)
Ложка кажется сломанной. Почему так произошло? Свет, проходя через стекло или жидкость, преломляется и тоже создает оптические иллюзии.
Возьмем лист красного картона и три полоски белой бумаги одинаковой длины; одна из них должна быть вдвое уже, чем другие. Расположите две широкие полоски в виде буквы «Х», а на пересечении их положите вертикальную узкую. Что вы видите?
(ответы детей)
Она будет казаться длиннее, чем широкие полоски.
Теперь расположите полоски в виде буквы «И» так, чтобы узкая полоска лежала наискось между двумя широкими. На этот раз она будет казаться короче, чем соседние.
Я хочу вернуться к тому же вопросу, который я вам задавала после просмотра фильма. Для чего нам нужны оптические иллюзии? (ответы детей) Для того, чтобы видеть мир во всем многообразии, а не однобоко. Так интереснее жить.
Физминутка (на выбор воспитателя)
Девочки, у меня в руках необычные картинки. На первый взгляд кажется, что на них изображены неразборчивые узоры. Но, если на них посмотрерть по-особенному, то можно разглядеть объемные изображения. Такие картинки называются «стереограммы». Стереограмма – это картинка с 3D – эффектом, объемным изображением («стерео» - переводится как объемный, пространственный).
Кто-то из вас уже рассматривал такие картинки?
Рассматривать стереограммы – это не только увлекательно, но и очень полезно. Особенно полезны такие упражнения детям, которые проводят все больше времени за просмотром телевизора, за компьютером, телефоном, планшетом или чтением книг. Рассматривание стереограмм:
- способствует сохранению естественной остроты зрения и улучшает способность четко видеть на различных расстояниях;
- снимает спазмы мышц глаза, полностью расслабляют глаза;
- снимает зрительную усталость на продолжительное время;
- повышает двигательную активность глазных мышц;
- улучшает кровоснабжение глаз;
- развивает воображение и помогает провести время интересно и с пользой.
Я предлагаю вам выбрать одну из стереограмм. Сейчас мы научимся их рассматривать:
Примите удобное положение и расслабьтесь.
Приблизьте
карточку близко к глазам. Можно даже дотронуться карточкой до кончика носа.
Не пытайтесь сосредоточиться и рассматривать детали картинки, глаза должны оставаться абсолютно расслабленными.
Начинайте плавно отдалять карточку от глаз. Смотрите как бы сквозь картинку, не всматривайтесь в детали.
На некотором расстоянии (у каждого оно свое) вы увидите объемную картинку.
Если объемная картинка начинает формироваться, но вы никак не можете увидеть ее целиком, поднимите глаза вверх, опустите вниз. Поморгайте.
Не волнуйтесь! Не торопитесь! Все обязательно получится.
(Дети рассматривают стереограммы, делятся впечатлениями)
Если каждый день рассматривать стереограммы, это обеспечит профилактику остроты зрения и тренировку глазных мышц.
Итог: наше занятие подходит к концу. Что интересного узнали? (ответы) Познакомились с понятием «оптические иллюзии», узнали для чего они нужны и как их создавать самим, а также узнали об одной из форм расслабления глаз – стереограмме.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат