Развитие познавательной активности учащихся в области технического творчества посредством использования технологии проблемного обучения
Куркин Сергей Владимирович,
Куркина Светлана Петровна,
Корсун Владислав Антонович,
Гребенкина Наталия Александровна,
МБУ ДО «ЦД(Ю)ТТ №2»
Старооскольский городской округ
Современная практика дополнительного образования ориентирована на подготовку активной, мобильной, самореализующейся личности, способной к дальнейшему самоопределению. В МБУ ДО «ЦД(Ю)ТТ №2» для обучающихся младшего школьного возраста реализуется авторская дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Конструирование военной техники», цель которой - развитие познавательной активности учащихся в области технического творчества посредством изготовления макетов и моделей военной техники.
На занятиях в объединении использование технологии проблемного обучения предоставляет учащимся возможность самостоятельного и творческого поиска. Данная технология не отрицает необходимости «передачи» информационного материала, его усвоения и закрепления, т.е. всего того, что свойственно традиционному обучению. Меняется лишь роль даваемого материала. Он дается не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы учащиеся использовали его в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Благодаря тому, что проблемное обучение активирует со стороны учащихся активные обсуждения и споры, создается атмосфера увлеченности, размышлений, поиска. Это благоприятно отражается на отношении учащихся к творческой деятельности.
Конструирование позволяет развивать коммуникативные навыки обучающихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности. Они учатся работать в команде, получая навыки сотрудничества. Повышение интенсивности учебного процесса влечет за собой повышение уровня выполнения учебно-познавательных действий и операций в течение занятия. Следовательно, использование именно проблемно-поисковой технологии способствует достижению повышенной познавательной активности школьников. Регулярно возникающие перед учащимися проблемные ситуации приводят к тому, что их не пугают вновь возникающие проблемы, и они стараются найти способ их разрешения, тем самым общество «получает» личность творческую, всегда способную к поиску и решению возникающих проблем.
Целевое значение технологии проблемного обучения: развитие интереса к знаниям, осознание их значимости; активизация мыслительной деятельности; усвоение обобщенных способов решения проблем, способов исследования.
Основываясь на труды психолога А.М. Матюшкина, можно выделить в психологической структуре проблемной ситуации три компонента: неизвестное достигаемое знание или способ действия; познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности; интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и накопленный опыт.
На занятиях в объединении по интересам «Конструирование военной техники» учащимся приходится больше думать, чаще говорить, а, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь, как следствие, развиваются коммуникативные универсальные учебные действия. Готовясь к таким учебным занятиям, приходиться больше времени уделять для подбора специальных заданий для активизации знаний и создания проблемной ситуации, также необходимо правильно расставить акценты при выдвижении проблемы и способах ее решения в соответствии с принципом рациональности.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат