Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Сказка»
города Белореченска муниципального образования Белореченский район
Проект в подготовительной группе
«Удивительный мир муравейника»
Подготовила:
воспитатель Марикян К.В..
г.Белореченск 2022г.
Паспорт проекта
Полное наименование учебного заведения
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Сказка» г.Белореченска муниципального образования Белореченский район
Название проекта
«Удивительный мир муравейника»
Вид проекта
познавательно –исследовательский
Авторы проекта
Марикян Кристина Владимировна
Место и год разработки проекта
г. Белореченск 2022г
Срок реализации
01.02- 31.03 (2 месяца)
Целевая группа
Воспитанники подготовительной группы, родители, педагоги.
Актуальность
Проблема экологического воспитания относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, с расширением сферы воспитательного воздействия, проблема экологического воспитания особенно актуальна. Экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Дошкольный возраст- наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. И чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию, тем большим будет ее педагогическая результативность.
Так, дети дошкольного возраста, познавая окружающий мир и встречаясь с миром насекомых, реагируют по-разному. Одни боятся насекомых, другие губят их, потому что мало знают о пользе насекомых. Объясняется это тем, что вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе здорового интереса их не познакомили с жизнью насекомых. Дети не могут самостоятельно объяснить интересующие явления природы, поэтому это задача взрослых.
Наблюдение — основное средство познания природы. Оно дает возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком. В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять.
Предпосылки к определению цели детьми.
Во время прогулки дети увидели муравья. Реакция ребят была не однозначной. Часть детей выразили радость и интерес, другие – испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что у детей мало знаний о насекомых.
Таким образом, возникла проблема:«Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?».
Разработка проекта «Удивительный мир муравейника» и участие детей в нем, позволило сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта:
познакомить дошкольников с жизнью муравьев, наиболее распространенных и важных для устойчивости любого лесного сообщества животных, познакомить с составом муравьиной семьи, профессиями муравьев.
Задачи проекта:
Развивать познавательный интерес к миру муравьев, поощрять любознательность и исследовательскую деятельность о жизни муравьев, их строении, способах передвижения.
Заложить основы экологического воспитания, вызвать интерес детей от общения с природой. Формировать навыки исследовательской деятельности.
Воспитывать бережное отношение к живому, интерес к насекомым.
Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
Тип проекта:
Долгосрочный: 2 месяца
Групповой.
Доминирующая в проекте образовательная область: познавательное развитие;
Направленность деятельности: воспитательно-образовательная;
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Сроки проведения: 01.02 – 31.03. 2022г.
Характер контактов: в рамках ДОУ.
Продукт проекта:
Лэпбук «Муравейник»
Экологическая тропа «Муравейник».
География проекта
Проект осуществлен на базе муниципального автономного дошкольного учреждения детский сад 1 «Сказка».
Риски: не вовлеченность родителей, отсутствие интереса в реализации проекта
Методы и формы работы:
Наблюдения
Познавательные занятия
Беседы
рассматривание иллюстраций
настольные игры
подвижные игры
пальчиковые гимнастики
дидактические игры
заучивание стихотворений, пословиц
Ожидаемый результат
Для детей:
Бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям;
Развитие познавательной активности, любознательности
Для педагогов:
Пополнение дидактическим материалом уголка природы в группе.
Для родителей:
обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
Совместное чтение художественной литературы о муравьях, просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил»;
Привлечение к сотрудничеству по созданию условий для познавательно-исследовательского интереса детей
Нормативно-правовая база проекта:
1.Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
2. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 03.02.2014).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
5. СанПин № СП 2.4.3648-20, Санитарные правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 2
6.Устав муниципального автономного дошкольного учреждения детский сад 1 «Сказка».
Анализ ресурсов и рисков реализации проекта:
Педагогические ресурсы
Педагог с соответствием занимаемой должности
материально технические условия
ноутбук, мультимедийная система, принтер, ламинатор.
Методическое обеспечение
1. Программа «От рождения до школы»
2.Интеренет ресурсы
Этапы проекта «Удивительный мир муравейника»
1 этап – Подготовительный.
Изучение методической литературы
Организация предметно-развивающей среды
Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, музыкальных произведений, презентации, интернет-ресурсов по теме проекта.
2 этап – Основной.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация. Виды деятельности: познавательно - исследовательская, двигательная, изобразительная, элементарная трудовая деятельность, восприятие художественной литературы, взаимодействие с семьёй.
3 этап – Итоговый.
Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта; сбор и обработка методических и практических материалов. Представление презентации по проекту.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
В работе над проектом с детьми были использованы все группы методов, т.е. способов достижения цели, наглядных, словесных, практических, игровых, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Данные методы были реализованы, используя разнообразные приемы такие, как образец воспитателя, показ способов действия, рассматривание иллюстраций, использование дидактических пособий в виде предметов соответствующих учебным задачам занятиям, вопросы, художественное слово, пояснения к действиям, упражнение детей, дидактическая игра и игровые упражнения.
Проведя исследование, наблюдая за жизнью муравьев, мы узнали кто такие муравьи, каковы условия обитания, из чего строятся муравейники, какие функции выполняет каждый муравей, какие виды существуют, какова роль в природе. Тем самым у детей появилось желание общаться с природой.
Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе. Муравьи - яркий пример трудолюбия, взаимопомощи. Муравьи умеют строить, подавать друг другу сигналы, ориентироваться по солнцу, но не умеют жить в одиночку, как и всякий человек. Значение муравьев в природе велико. Поэтому необходимо беречь и охранять.
А родители, участвуя в реализации проекта, стали не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стали непосредственными участниками образовательного процесса, обогатили свой педагогический опыт, испытывали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Участие детей и родителей в проекте позволило сформировать представления о том, кто такие муравьи, каковы условия обитания, из чего строятся муравейники, какова его роль в природе. Тем самым у детей появилось желание общаться с природой.
Муравьи – важнейшая и необходимая составляющая лесной фауны, так как они выполняют множество экологических функций. Понимая важность рыжих лесных муравьев в сохранении экосистемы леса, необходимо более осознанно отнестись к этим полезным насекомым. Чтобы сохранить этих удивительных насекомых, в первую очередь нужно сохранить их дом – муравейник.
Реализация данного проекта вызвало более тесное сплочение между его участниками. Цель и задачи достигнуты.
Вывод: Таким образом, краткосрочный проект «Удивительный мир муравейника» в подготовительной группе был успешно реализован.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат