Тема: Сочинение как вид речевого упражнения в процессе развития речи.
Речевое умение – способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев утверждает, что навыки – это «складывание речевых механизмов», а умение – это использование данных механизмов для различных целей [17].
Исследователи (А.А. Леонтьев, Т.Л. Ладыженская и др.) выделяют четыре вида речевых умений: представление мыслей в устной форме (говорение), понимание речи в ее звуковом оформлении (слушание или аудирование), представление мыслей в письменной речи, понимание речи в ее графическом изображении (чтение) [17; 15].
Речевые навыки базируются на системе языка: знание фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, навыки построения собственной конструктивной речи и восприятия речи других людей. Таким образом, выделяются три направления развития речи: работа над словом (лексический уровень), работа над фразой и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью (текстовый уровень). Кроме того, понятие «развитие речи» включает в себя произносительную работу – дикцию, орфоэпию, выразительность, коррекцию произносительных дефектов.
По мнению Л.С. Выготского, «овладение письменной речью есть критический поворотный момент во всем культурном развитии ребенка, так как она представляет собой чрезвычайно сложную символическую систему знаков и требует сложных процессов развития» [26, с. 134].
Работа над сочинением представляет собой одно из наилучших средств, способствующих овладению учащимися письменной речью. Обучение сочинению обеспечивает формирование механизмов речевой деятельности: совершенствуется процесс понимания речи, укрепляется память, развивается умение формировать мысли, формируется умение прогнозировать развитие мысли.
Сочинение – это самостоятельная письменная работа, которая включает в себя сообщение учеником своих собственных мыслей, суждений и переживаний. Работая над сочинением, дети приобретают ряд важных языковых и речевых навыков, которые начинают формироваться в первом классе при написании мини-сочинений и продолжают формироваться в дальнейшем при написании сочинений-повествований, сочинений на основе личных наблюдений, сочинений-миниатюр, сочинений на основе сюжетных иллюстраций, сочинений-загадок, сочинений-описаний и т. д.
Развитие происходит в деятельности, поэтому учителю необходимо создать условия для соответствующей деятельности учащихся, продемонстрировать схему поиска решения, сложность этой работы. В этом случае учащиеся становятся активными участниками процесса речевого развития. В результате им легче понять причины ошибок и трудностей и устранить эти ошибки.
Таким образом, для полноценного развития речи учащихся необходимо создавать условия, при которых возникает необходимость, а главное – потребность в самовыражении и самосовершенствовании, в результате чего происходит развитие речи в деятельности. Процесс работы над сочинением в начальной школе – это сложный и трудоемкий процесс, который имеет свои особенности.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат