Шипилова Н.Н.
Павловская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. (г. Павловск)
Роль современного русского языка в эффективном и качественном образовании детей с ОВЗ.
Аннотация. Статья посвящена роли русского языка в эффективном и качественном образовании детей с ОВЗ в условиях перехода коррекционных школ на ФГОС. В статье автор подробно останавливается на таких видах работ как словарная работа и составление проблемного диалога.
В условиях перехода коррекционных школ на ФГОС перед учителем ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Меняются и требования к самому уроку. Слова К.Д. Ушинского очень точно отражают суть урока современного типа: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
Совершенствование образовательного процесса в школах I вида тесно связано с решением проблемы обучения глухих детей языку, которая остается в сурдопедагогике одной из наиболее актуальных. Русский язык, как учебный предмет, в школе для детей с нарушенем слух является ведущим: от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин
Обучение языку школьников с нарушением слуховой функции имеет практическую и коррекционную направленность.
Под практической направленностью понимается, прежде всего, отбор такого учебного материала, который необходим для практической жизни, т.е. для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе. Кроме того, все знания и навыки учащиеся должны получить в процессе упражнений, что должно обеспечить активизацию их познавательной деятельности, развивать самостоятельность. При этом важное место в системе обучения языку занимает исправление дефектов речевого развития учащихся.
Особое значение для обогащения речи учеников новыми словами, словосочетаниями, фразами, включение научной терминологии в речь учеников на уроках русского языка приобретает словарная рабо -та. Школьников необходимо учить умению раскрывать «смысл слова», правильно понимать его значение, а для этого нужны знания приемов толкования. Поэтому стараюсь каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.
В пятом классе словарную работу провожу в такой последовательности:
1. Записываю слово, подлежащее изучению на доске.
2. Чтение слова учителем.
3.Чтение слова учащимися, работа над орфоэпией.
4. Объяснение значения слова (учителем или детьми с использованием контекста, иллюстраций).
5. Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
6. Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом.
На уроках русского языка в старших классах проводятся уроки работы с толковым словарем. У учащихся это вызывает огромный интерес.
С позиции ФГОС надо не просто как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, показать, рассказать, а включить самого ученика в учебную деятельность на каждом этапе урока.
ФГО стандарт требует особого подхода и к этапам урока.
Этапы урока по ФГОС:
- мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
- целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить -узнать - научиться»);
- осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
- коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
- взаимопроверка, взаимоконтроль;
- рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке). Такой подход позволяет каждому учащемуся включиться в активную работу на уроке, где он не пассивный участник учебного процесса, а деятельный его участник.
На уроках русского языка в начале урока я использую метод простейшего диалога в вопросно-ответной форме:
- Как слышишь? Я слышу хорошо (плохо, не слышу).
-Какой сейчас урок? Сейчас урок русского языка.
– Какой сегодня день недели? Понедельник.
– Какое сейчас время года? Осень.
В старших классах дежурный ученик задаёт организационные вопросы учащимся, отчитывается учителю о готовности класса к уроку.
В последствие идет работа по созданию проблемного диалога. Она может быть создана с помощью сюжетно-ролевой игры, картинки, слайда, текста. С детьми с нарушениями слуха чаще всего использую смешанный вариант — игра или картинка в сочетании с речью. Показав картинку, спрашиваю, где происходит диалог, кто в нем участвует, и что могут говорить эти люди. Дети должны «восстановить» диалог от лица персонажей картинки. При работе с глухим/слабослышащим ребенком необходимо подбирать различные наглядные методы, которые в условиях конкретного урока будут эффективными и позволят решить поставленные задачи, получить положительные результаты. На уроках применяю следующие виды работ с диалогом:
1. Прочитать диалоги и сказать, к каким картинкам (ситуациям) относятся (соответствующие картинки выставлены на доске или интерактивной доске).
2. Составить диалог по заданному образцу и описанию ситуации.
3. Прочитать (прослушать) диалог и сказать, где он происходит.
4. Прочитать (прослушать) диалог и сказать, кто в нем участвует.
5. Прочитать диалог и вставить пропущенные вопросы.
6.Составить диалог по картинке (фотографии, иллюстрации).
Очень важным при организации практической работы я считала и считаю научить ребят работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать своё, а также делать выводы. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Пока эта работа требует дальнейшего развития и совершенствования.
1.Русский язык: 5(6, 8, 9) класс: учебник для учащихся общеобразователь-ных организаций/ (А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, С.Н. Митюрёв и др.); под ред. А.Д. Шмелёва. – М.: Вентана Граф, 2018 2.Бойцов О.Н. Моделирование современного урока русского языка через актуальные формы сотрудничества, дифференцированное обучение,
организацию проектной и исследовательской деятельности. .
8 https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/19e/19e965441d29fe915097f4c5304c9feb. pdf 3. 3.Звездина А.Я. Интерактивные методы как способ повышения мотивации в обучении русскому языку и литературе. – Мастер – класс, № 10, 2006
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат