Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
БЕСПРИЗОРНЫЙ РЕБЕНОК КАК РЕЗУЛЬТАТ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
Масштабы распространения беспризорности детей по - прежнему остаются более чем внушительными. Очевидно, что эффективность профилактических мероприятий во многом предопределяется точным знанием причин возникновения явления. Одной из них является жестокое обращение с детьми, насилие.
Разнообразные проявления жесткого обращения с детьми имеются во всех странах. Беда в том, что старались обходить молчанием эту проблему. Следствием такого отношения явилось отсутствие действенного предупреждения в обществе, плохое выявление случаев жесткого обращения с детьми, отсутствие системы помощи пострадавшим детям. Опираясь на данные МВД в России, около 30% убийств совершаются в быту. В 70% случаев насильственных посягательств в семье жертвами являются дети.
Жестокое обращение с детьми и пренебрежение может иметь различные виды и формы, но их следствием всегда является ущерб здоровья, развитие и социализация ребенка, нередко - угроза его жизни или даже смерть.
Давайте разберемся, какие виды и формы насилия существуют.
К первой форме жестокого обращения с детьми следует отнести физическое насилие (побои, телесные повреждения). В результате, из-за побоев подростки бегут из дома.
Физическое насилие - это любая физическая травма, причиной которой может быть избиение, удары, укусы, ожоги или любой другой физический вред, причиненные ребенку. Травма может быть преднамеренной и непреднамеренной, а также следствием чрезмерных дисциплинарных требований или наказаний.
Признаки физического насилия:
- синяки или поломанные кости;
- отпечатки предметов (предмета);
- синяк или порез, которому нет объяснений;
- залысина;
- боязнь взрослых, особенно родителей;
- агрессия;
- боязнь физического контакта, такого как рукопожатия, объятия, любого
прикосновения.
Второй формой выступает сексуальное насилие. К сексуальной жестокости относится и насильственное вовлечение ребенка в проституцию, порнографию и наркобизнес.
Сексуальное насилие - это ласки и другие прикосновения к гениталиям ребенка, инцест, эксплуатация ребенка в проституции и порнографии, содомия. Сексуальное насилие является наименее открытым видом насилия, потому что взрослые, как правило, через стыд, что может чувствовать ребенок, побуждают его к секретности и молчанию.
Признаки сексуального насилия:
- секретность;
- чрезмерная заинтересованность и осведомленность в сексуальной теме и предметах, с ней связанных;
- чрезмерное проявление внимания ко всему, что связано с сексуальной темой;
- опасения определенного человека или члена семьи;
- чрезмерная податливость;
- агрессия;
- боль при мочеиспускании;
- осложнения при ходьбе или сидении;
- недержание мочи;
- анальный или вагинальный зуд, сыпь, синяки, кровотечения, боль.
Третий и наиболее трудно поддающийся учету и анализу, формой является психическое, эмоциональное насилие, т. е. грубое или скрытое давление. Сюда относится постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы, утешения его человеческого достоинства, обвинения в том, в чем он не виноват, демонстрация неприязни.
Эмоциональное насилие - вербальное или психологическое насилие, интеллектуальная травма. Эмоциональное насилие можно определить как действия или халатное отношение родителей или опекунов, попечителей, которые повлекли или могли привлечь серьезные эмоциональные или интеллектуальные нарушения, его причиной может также стать чрезмерные наказания или его необычные виды. Дети ставшие жертвами сексуального или физического насилия, преимущественно испытали и эмоциональное насилие.
Признаки эмоционального насилия:
- отставание по сравнению со сверстниками в физическом и социальном развитии;
- нарушение речи, сна, приема пищи;
- систематическое повторение действий, в частности - раскачивание, сосание пальцев, кусание;
- отсутствие сосредоточения и внимания;
- отсутствие интереса или эмоций;
- депрессия или отдаленность;
- агрессия.
Четвертой формой выступает пренебрежение интересами и нуждами - нежелание должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, воспитание, образовании, медицинской помощи, оставление без присмотра. Ребенок запущен, недоразвит, отклонение в психическом и физическом развитии.
Запущенность бывает эмоциональная, медицинская. Наиболее целесообразно остановиться на физической запущенности.
Физической запущенностью является неудовлетворенность основных физических потребностей ребенка в пище, одежде, гигиене, жилье. Признаки физической запущенности:
- грязная и поврежденная одежда, неподходящая к сезону;
- бессонница;
- несоблюдение гигиенических норм;
- медицинские проблемы, которые не поддаются лечению;
- безнадзорность;
- неспособность к обучению, несоответствие умственных способностей возрастным нормам.
Почему же все - таки происходит насилие над детьми? Выделяется несколько групп факторов, включающих в себя несколько характеристик. К первой группе - индивидуальным характеристикам родителей, относится опыт пережитого насилия в детстве; злоупотребление алкоголем и наркотиками; когнитивные способности, а также гнев и физиологическое возбуждение жестоких родителей. Признание важности указанного компонента подтверждается эмпирическими исследованиями. В частности, родители беспризорных детей злоупотребляли алкоголем на 18 - 45% чаще, чем взрослые в контрольных группах.
Следующая группа - когнитивные способности родителей. Беспризорность и жестокое отношение к детям не автономные явления, но элементы функционирования семьи процесса воспитания ребенка. Такие характеристики родителей как низкий уровень интеллекта, недостаток физической силы, низкое самоуважение, неразвитые межличностные навыки коммуникации способствуют более частому применению силы в отношении ребенка. Матери и отцы пренебрегающие нуждами детей, часто дают неверную интерпретацию поведению ребенка, что может привести к суровому наказанию.
Еще одна группа содержит гнев и возбуждение как характеристики физиологических изменений жестоких родителей.
Пренебрежение родителей нуждами детей практически не зависит от поведения и физических особенностей несовершеннолетних, дети становятся беспризорными в результате неадекватного родительского поведения: отказа от удовлетворения потребностей ребенка, недостаточного контроля над детьми, ошибок в воспитании, но не вследствие своих индивидуальных особенностей
Вывод:
За последние пятьдесят лет методы воспитания детей существенно изменились. Тем не менее, телесные наказания все еще часто воспринимаются в качестве основной, необходимой составляющей дисциплины. Обычно большинство родителей, которые используют физические наказания, не являются жестокими родителями. Кроме того, на усмотрение родителей, принимающих телесное наказание как метод воспитания, остается решение вопроса о том, какая степень физического воздействия на ребенка остается разумной. Воспитание ребенка - сложный процесс, предполагающий использование большого разнообразия методов воздействия на ребенка. К сожалению, большинство родителей, либо не знает о других способах поддержания дисциплины, либо не применяет их.
Дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы форме оно ни происходило, «выпадают» из нормального процесса социализации и лишены необходимых для нормального роста и развития ощущения безопасности, безусловного принятия, поддержки и помощи со стороны родителей.
Они часто оказываются не способными защитить себя и проявляют в отношениях с окружающими либо повышенную уступчивость и неуверенность, либо агрессивность. Это приводит к трудностям в отношениях с собой и окружающими, к нарушениям адаптации.
Негативный опыт жестокости в детстве часто воспроизводится в последующих поколениях, поэтому так важно выявление неправильного обращения с ребенком на ранних этапах и оказание помощи этим детям и их семьям.
Жестокое обращение с ребенком в определенной степени происходит из-за недостатка знаний о воспитании детей, а также благодаря существованию культурных обычаев, одобряющих применение физической силы в качестве меры дисциплинарного воздействия. Таким образом, с учетом мировых тенденций развития беспризорности несовершеннолетних, можно предположить, что и после преодоления социально-экономического кризиса указанная проблема будет актуальна. Соответственно успешность решения вопроса будет в большей степени зависеть от эффективности профилактической деятельности социальных служб, нежели от социально-экономических условий общественной жизни. В этой связи необходимо обратить пристальное внимание на положения многофакторной теории насилия в семье, которая позволяет понять причину проявления родителями пренебрежительного отношения к детям и, соответственно, принять адекватные профилактические меры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лысова А. В. Насилие в семье: основные теоретические проблемы. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. 230 с.
2. Детская безнадзорность и беспризорность в Российской Федерации: состояние, причины, перспективы: сб. науч.-метод. материалов.
М.: 2006.76 с.
3. Челышева Ю.В. Особенности профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в социально-педагогических учреждениях / Ю.В. Челышева // Педагогические проблемы социализации детей и молодежи: теоретические вопросы. - М.: 2008. - С. 126-141.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат