Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Современные технологии и методы обучения на уроках русского языка для повышения качества образования. Работа №45651

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Современные технологии и методы обучения на уроках русского языка для повышения качества образования
Работа:

 

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ».

 

В современном мире на детей направлен огромный объем информации, с которым, зачастую, они не в силах справиться самостоятельно. Дети не умеют классифицировать эту информацию, отбирать важное, отсеивать ненужное. Одной из задач, стоящих перед учителем русского языка, сегодня является обучение, которое должно сформировать умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, выделять главное в тексте и примененять не только на уроках, но и в социуме. Для решения данной задачи на протяжении многих лет применяю технологии развивающего обучения, являющиеся актуальными и современными и сегодня, которые соответствуют требованиям стандарта.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время появляются новые образовательные проекты, треки, которые требуют внедрения новых образовательных технологий и методов обучения, которые повышают мотивацию и вовлечённость в образовательный процесс. В своей практике активно использую современные развивающие технологии, делая акцент на обучение работе с большими объёмами информации.

Создавая полную картину использования данных методов и технологий, представлю их в соответствии с необходимым типом урока в системно-деятельностном подходе.

В соответствии с типологией системно - деятельностного метода, а именно, на уроках «открытия нового материала», использую на уроках русского языка технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала - это опорные конспекты, алгоритмы, схемы. Они представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, пунктуационную, орфографическую). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде.

Систематически и грамотно применяемая технология способна придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность. Появляется возможность экономии времени при работе с обширными комплексами понятий, возможность дифференциации процесса обучения, возможность использовать различные виды работ: индивидуальную, фронтальную, групповую, возможность обеспечения активной самостоятельной работы ученика, а как следствие самореализации ученика (в том числе в сотрудничестве с учителем и другими учащимися).

Одной из эффективных форм наглядности является опорный конспект. Считаю, что работа по опорным конспектам помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала. Постоянная работа с конспектами, составление их при непосредственном участии обучающихся приводит к тому, что на определенном этапе даже слабоуспевающие ученики могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить лингвистический материал. (Приложение 1).

Немаловажную роль играют и опорные схемы - это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Всего основных функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация, ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности.

Схема – опора это опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия.

Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезает скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме - опоре, выполняя практическое задание. 

Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях. (Приложение 2.).

Часто применяю алгоритмы на уроке по типу «уроки систематизации знаний» и на «уроке развивающего контроля».

Не менее занимательным является рифмованный алгоритм, который отличается краткостью, лаконичностью. Это не поэтические строки. Назначение рифмовок – помочь ученику удержать в памяти способ и результат проверки.

  Использование на уроке алгоритмов, схем и таблиц помогает решить проблемы по усвоению материала, помогает разнообразить урок, сделать его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным, способствует глубокому и последовательному усвоению материала. Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать их деятельность, сформировать умение использовать теоретические сведения в практике. (Приложения 3-5).

Это актуально и потому, что современный ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

Реализация стандарта основного общего образования практически невозможна без проектной деятельности. Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов, в 2018 году создали с учениками проект по Древнерусской литературе в форме поучения (7 класс).

Ролевой проект с открытым заданием. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания (инсценировка – театрализация И.А. Крылова «Крестьянин и смерть» 6 класс). Класс был разбит на 3 группы: «Соратники» формулируют мораль басни, «Актёры» - представляют инсценировку, «Редакторы» - иллюстрируют обложку книги по басням И.А. Крылова.

Учебный проект даёт возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

Интерактивные методы обучения также очень эффективны, которые применяю на уроках, они способствуют высокой степени мотивации, этот метод предусматривает широкие возможности для творческой деятельности, самореализации учащихся.

Интерактивные методы развивают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы. Интерактивные формы обучения дают возможность каждому ученику включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения. Учебное взаимодействие включает в себя не только работу «учитель-ученик», но и «ученик-ученик». Профессиональное мастерство современного учителя подразумевает организацию урока с обучающимися.

Интерактивные методы осуществляю в парах: применяю на уроках русского языка при взаимопроверке правила (устный опрос, например, «Буквы о-а в корне раст-, ращ-, рос-»). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

Метод «Эстафета» проводится при закреплении темы (с последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило, выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах).

«Словарный диктант для соседа». Ребята составляют заранее на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельном листочке). Сверху подписывают: «Составлял…». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял…». Учитель заранее говорит, сколько должно быть слов или словосочетаний.

Аукцион вопросов по теме (каждый ряд составляет и задает вопросы, например, по художественному произведению, другому ряду). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы.

Метод «Займи позицию» - знакомство с альтернативными позициями, умение отстаивать свою точку зрения, выслушивать мнение других. Использую данный метод на уроках литературы: семинар, урок- суд и т.д.

Кейс-стади – этот метод стал применяться во второй половине XIX века в Гарвардском университете. При данном методе обучения ученик самостоятельно вынужден принимать решения и обосновать его. Тема для дебатов предлагается одна, но первая группа должна утвердить её своими аргументами и фактами, а вторая — умело их опровергнуть, для чего требуется кропотливая работа над материалом из разных источников. Каждая команда составляет свой кейс, который содержит резолюцию (тему), дефиниции (определения), критерии (положение).

Метод кейс-стади позволяет каждому ученику развивать свои интеллектуальные возможности, овладевать логикой речи и основами ораторского искусства, расширять круг интересов [2].

Для развития индивидуальных способностей, учащихся применяю упражнения по русскому языку, содержащие задания разных уровней, которые помогают создать наиболее благоприятные условия развития его интеллектуальных способностей. Для меня подобная организация урока удобна и потому, что за короткое время могу проверить и знания каждого ученика, и умения применять их в творческом задании. Разноуровневые задания позволяют вовлечь в работу весь класс, но не через выполнение какого-то одного общего упражнения.

Итак, применяя современные технологии на уроках русского языка, дают мне, как учителю, возможность повысить мотивацию учащихся к учебному предмету, разнообразить урок новыми формами и методами, сформировать прочные теоретические знания и уметь применять их на практическом материале, научить самостоятельно облекать теоретический материал в схему, а также формируется развитие творческой инициативы учащихся, что ведёт к повышению качества обучения школьников. Результатом данной работы является повышение качества обучения в классах основного уровня обучения.

В педагогической практике разумно сочетаю разнообразные формы и методы обучения с новыми образовательными технологиями, что позволяет мне решать задачи учебного процесса качественнее и с более высокими показателями. Опыт работы, знание современных достижений в области методики преподавания, умелое применение современных образовательных технологий и методов позволяют разнообразить построение учебного процесса через использование в практической деятельности их широкого спектра. По результатам независимой экспертизы единого государственного экзамена по русскому языку мои выпускники успешно сдают ОГЭ и ЕГЭ на протяжении многих лет, среди них были высокие баллы от 80, 82, 87 - (2018- 2019 учебный год), баллы от 82, 87, 92, 98 - (2019 – 2020 учебный год). Эффективно организую исследовательскую деятельность учащихся, которые демонстрируют высокий уровень мотивации к обучению и принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах школьного, городского, всероссийского уровней по русскому языку и литературе,ежегодно являются победителями Всероссийского конкурса «Русский медвежонок» (2017, 2018, 2019, 2020 г.), становились победителями и призёрами научно – практической конференции муниципального уровня: победитель - (2018- 2019 г.), призёр - (2020 – 2021 г.).

Работа по теме «Современные технологии на уроках русского языка для повышения качества образования» была представлена на городском конкурсе «Педагогические мастерские» (2016 г.), этот материал был опубликован на сайте «Инфоурок» (2018г). Планирую расширить знания по современным технологиям и методам, успешно использовать в педагогической деятельности для повышения качества на уроках русского языка и литературы.

Переосмысливая свой опыт, сделала вывод, что без симбиоза новых и старых технологий невозможно добиться высоких результатов, в соответствии с новыми требованиями времени.

 

Список литературы

1.  Белова, Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании / Т. Г. Белова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 76-2. - С. 32.

2. Казыгулова А.Т. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 1121-1126.

2. Матюшкин А.М. Психология мышления. – М.: 2009. – 190 с.

4. https://infourok.ru/doklad-tema-interaktivnie-metodi-obucheniya- 510175.html

5. https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8711/

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×