Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

«Повышение качества образовательного процесса через усиление практической направленности уроков и занятий внеурочной деятельности». Работа №45709

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
«Повышение качества образовательного процесса через усиление практической направленности уроков и занятий внеурочной деятельности»
Работа:

«Повышение качества образовательного процесса через усиление практической направленности уроков и занятий внеурочной деятельности»

Подготовила: Забальская Наталья Аалександровна – учитель математики 

"Ученикам… нужны умения и навыки. Человеческий ум надо научить 

мыслить, запоминать, воспроизводить. Когда ученик научится учиться, 

ему в школе будет интересно. Он будет счастлив, будет стремиться к 

знаниям. Чем больше ученики овладевают навыками самостоятельного 

умственного труда, тем лучше они учатся".

В.А.Сухомлинский



Что же делать, чтобы повысить уровень самостоятельности учащихся и,
следовательно, повысить качество образования?
Выскажу  главный тезис:

"Для развития самостоятельности в процессе обучения учащиеся должны выступать полноправными субъектами учебной деятельности на всех трёх её основных этапах: - планирования деятельности; - её осуществления; - анализа, оценки и разработки программ коррекции и совершенствования". Практика показывает, что в современной школе самостоятельность требуется (или допускается), как правило, только на втором этапе – осуществления работы. Если перевести положение дел на бытовой язык, то звучит это примерно так: "Делай то, что тебе говорят, не спрашивай, зачем и почему это надо и не задавай вопросов, почему твою работу оценили именно таким образом". Требовать от детей желания работать в таких условиях, по крайней мере, бессмысленно. Необходимы 
новые способы, методы, приёмы работы. 
Современная начальная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. 
В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. Знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек. Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность зависит результат обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность. Снижение интереса к обучению во многом зависит от действий учителя. 
Я считаю, что:
1. При организации обучения, ведущего к развитию самостоятельности детей
необходимо учитывать
: - их возраст; - уровень их развития; - имеющиеся у них знания и умения.

2. Самостоятельность неразрывно связана с ответственностью. Без ответственности она превращается в эгоизм . Следовательно, основой развития ответственной самостоятельности у детей, как и во взрослом мире, должны стать право и свобода: - выбора; - принятия решений (сопровождаемые их выполнением).

3. Самостоятельность также неразрывно связана с осознанностью. Осознанность же выбора возможна только при наличии знания (информации) о ситуации, её истоках и перспективах. 4. 
Ответственная и осознанная самостоятельность невозможна без анализа (себя, других, ситуации) и рефлексии. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала. Практический опыт учителей многих школ показал, что:

1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ 
ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

4. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы.

В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера. Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке. Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Учащиеся должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение. Широкие возможности для повышения мотивации к обучению и формированию основ знаний и навыков открывает исследовательская работа. И здесь актуальны слова Я.А. Коменского: "Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащихся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились".

Ведь, выполнение учебных заданий в проектно-исследовательской форме
предполагает определение замысла, постановку целей и определение 
результатов, постановку задач, решение которых необходимо для 
достижения намеченных результатов, организацию и планирование 
работ по их достижению и так далее.
То есть это именно те виды деятельности, которые и способствуют развитию самостоятельности учащихся. Учащиеся серьёзнее относятся к усвоению учебного материала. Они не только механически запоминают новые сведения, но и стремятся применять полученные знания при решении задач по различным предметам. Это помогает формированию способности творчески мыслить и находить решения в нестандартных ситуациях. Важнейшим показателем качества знаний обучаемых является объективная оценка учебных достижений. Различные виды, формы, методы и технологии контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков учащихся, необходимо использовать в тесной взаимосвязи на всех уроках. Ученик старается аккуратно выполнить письменную работу, выучить заданный материал, подготовить реферат, если соблюдаются единые требования учителя. Каждая работа должна быть проверена или прослушана, т. е. организован непрерывный контроль результатов работы учащихся в освоении учебных программ. В заключении хочу привести очень точное высказывание крупного российского психолога Н.Н.Богомоловой: "У человека остаётся в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% из того, что он видит и 90% из того, что он делает".

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×