Семинар-практикум для педагогов ДОУ
«Дыхательные упражнения весело и с пользой!»
Подготовила учитель-логопед МБДОУ "Д/с "Орленок"Михайлова Л.А.
Цель: Обучение воспитателей игровым способам речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Задачи:
-повысить компетентность воспитателей в вопросах развития речевого дыхания у дошкольников,
-сформировать у воспитателей представление о значимости развития речевого дыхания у детей;
-упражнять воспитателей в умении самостоятельно подбирать игры и
упражнения для развития речевого дыхания.
Сценарий семинара - практикума:
Задание « Ваше мнение»
Цель: актуализировать проблему для воспитателей.
оборудование: карточки красного, синего, зеленого цвета.
Описание:
Педагог:
На прием к врачу пришли три пациента:
один из них жаловался на частые головные боли, рассеянность внимания, забывчивость;
другой, на боли в груди;
третий и вовсе страдал дизартрией, нечетко выговаривал звуки и у него были все те же симптомы, что у первых двух пациентов.
Как вы думаете, что посоветовал им врач?
Ответы педагогов.
Что вы знаете про дыхательную гимнастику?
ответы педагогов.
Какие несовершенства речевого дыхания наблюдаются у дошкольников?
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а так же у робких, стеснительных.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове и затем договаривает фразу шепотом. Нередко он из-за этого не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – идем гулять).
4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Недостатки детского дыхания можно преодолеть:
1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Поэтому правильное речевое дыхание можно и нужно развивать! Лучший способ для этого в дошкольном возрасте – игра.
Педагог:
Чтобы узнать больше предлагаю вам, систематизировать ваши знания и применить их на практике.
Для начала делимся на подгруппы:
Встаем вокруг кружков разного цвета, идем по кругу, делаем по мо ей команде вдох и говорим: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки»и так три раза , на последнем в конце берем кружок и делимся на подгруппы.
Задание "Школа для педагогов"
Цель: повышение компетентности воспитателей в вопросах развития речевого дыхания у дошкольников
оборудование: задания на отдельных листочках, маркеры, доска
Описание:
Задание для первой подгруппы:
Определить последовательность параметров правильного ротового выдоха
Рассмотрим параметры правильного ротового выдоха :
1. выдоху предшествует сильный вдох через нос;
2. выдох происходит плавно, а не толчками;
3. во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
4. во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
5. выдыхать следует, пока не закончится воздух;
6. во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Задание для второй подгруппы:
Определить количество минут ( времени) для игры на развитие дыхания.
при проведении игр на развитие дыхания важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых.
Так, например:
дети 2-3 лет играют 2-3 минуты (в норме количество слов на одном выдохе составляет — 2-3).
дети 3-4 лет могут заниматься по 3-4 минуты за один раз (количество слов от 3 до 5).
дети 4-6лет - длительность игры составляет – 4-6 минут (количество слов 4-6).
дети 6-7 лет – могут играть по 5-7 минут (норма слов на одном выдохе 5-7).
Задание для третьей подгруппы:
Разделить игры на две группы : на развитие ротового выдоха, на развитие речевого дыхания. Презентовать их педагогам.
«Подуем на вертушки»или «Султанчики»
Педагог рассказывает детям о том, что ветерок очень любит играть с вертушками и предлагает раскрутить вертушки также как ветерок. Для этого нужно сделать глубокий вдох и вытянув губы трубочкой длительно подуть на лопасти вертушки, чтобы она закрутилась.
«Вьюга»
Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.
«Диалог Зимы и Весны»
Говорит Весна:
- Сестра, уходить тебе пора!
А Зима Весне в ответ:
-Нет! Нет! Нет!
Говорит Весна тогда:
-Да! Да! Да! Да!
- Тают горки во дворах?
- Ах! Ах! Ах! Ах!
- А на речке треснул лед?
- Вот! Вот! Вот!
«Цветок»
Дети стоят в кругу. У педагога искусственный цветок, который он передает по кругу. Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Ах, как пахнет цветок» или «Очень приятный запах» и т. д.
Практическая часть
Теперь предлагаю подгруппам презентовать свои полученные знания.
Заключительная часть
Актуализация дыхательных упражнений для оздоровления легких.
Как вы считаете, а педагогам необходимо делать дыхательные упражнения и упражнения на развитие речевого дыхания?
Предлагаю вам выполнить дыхательные упражнения для улучшения работы легких. Врачи рекомендуют гимнастику Стрельниковой. Выполнять упражнения надо лежа, обязательно! Так же и детям с ДЦП, можно выполнять упражнения лежа. Это положение применятся при постановке звука, так как и при постановке звука нужен хороший выдох.
Ушки
Лежа на спине, человек должен максимально наклонить голову вбок и попытаться коснуться ухом своего плеча. В момент движения выполняется вдох носом. Выдох происходит через рот без усилий, и в это время голова медленно возвращается в исходное положение. Затем движение повторяется к противоположному плечу.Помимо дыхательной гимнастики при пневмонии, специалисты рекомендуют в разгар болезни делать вибрационный массаж. Он представляет собой постукивающие и похлопывающие движения по груди и спине, которые уменьшают застойные явления в легких. На выдохе: Скороговорщик скороговаривал скороговорные скороговорки, И нам скороговорщик скороговорил, что все скороговорки перескороговорить сможет.Кто сможет без запинки проговорить скороговрку на одном выдохе, для того семинар окончен успешно!
Рефлексия :
Цель: осознание результатов полученной информации на семинаре.
оборудование: лист форматом А 1 с нарисованным островом. Остров разделен на сектора :" Я в теме", "Я в шоке", "Я в моменте", "Я заблудилась".Фломастеры.
Предлагается подумать в течении 2 минут над полученой информацией, и нарисовать себя на острове в одном или нескольких секторах.
Педагог: Вы сегодня очень много сделали и хорошо потрудились. Предлагаю вам оценить ваше состояние на сегоднящний момент, поселить себя на нашем острове "Супер-родителей" в сектора, какие пожелаете : :" Я в теме", "Я в шоке", "Я в моменте", "Я заблудилась".Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, и активное участие.
Творческих всем успехов!
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат