Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Подвижные народные игры, как забытое средство физического развития детей разного возраста.. Работа №45837

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Подвижные народные игры, как забытое средство физического развития детей разного возраста.
Работа:

Подвижные народные игры, как забытое средство физического развития детей разного возраста.

Ципцина М.Н. – педагог-психолог (Новосибирск)

Казначеев С.В. – д.м.н., проф., акад. ЗСО МСА (Новосибирск)

Реферат.

В статье даётся общее представление о том, что помимо занятий физической культурой важнейшим средством физического развития человека, прежде всего в детском возрасте, является широкое использование в процессе воспитания/образование разнообразных подвижных игр сохраняемых народной традиционной культурой. Авторы обсуждают и некоторые приёмы, способы, правила организации и проведения подвижных игр в существующих учебных учреждениях (детские сады, школы), включая советы о том, какой вид подвижной игры можно наиболее эффективно использовать в том или ином учебном процессе дошкольников и школьников современной школы.

Ключевые слова: физическое развитие, дошкольники, школьники, подвижные игры, традиционная культура, организация занятий, учебный процесс.

 

Важной задачей современного воспитания детей разного возраста в России является поиск новых подходов к более активному приобщению детей разных возрастных групп к регулярным занятиям физической культурой. Особую сложность в успешном решении этой задачи играет, сформированная общественным сознанием негативная тенденция вытеснения из повседневной игровой практики детей разного возраста, традиционных народных подвижных игр. Это процесс идёт наперекор исторических традиций физического развития детей в семье, которые служили фундаментом гармоничного развития всех важнейших физических качеств человека: силы, выносливости, быстроты, координации движений, основных волевых качеств личности ребёнка. Подвижная народная игра, сегодня, активно вытесняется учебной деятельностью, основанной на дидактических играх и решении задач проектирования. Такая учебная деятельность сопровождается увеличением количества обучающих занятий и сокращением время для разнообразной, детской игровой деятельности. Более того, чрезмерная загруженность учёбой детей в дошкольном учреждении ведет к тому, что они все раньше и раньше становятся «маленькими» школьниками, с большой потребностью наверстать недостаток игровой деятельности на ближайших этапах индивидуального развития. Следствием этого становятся многочисленные нарушения дисциплины при посещении школы, отсутствие потребности в самообразовании, знакомстве с естественнонаучными школьными дисциплинами и т.д.

Происходящее, как бы противостоит требования ФГОС, которые описаны в тексте Конвенции (ООН) о правах ребёнка, где выдвигаются такие основные принципы детского воспитания, как:

- Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

- Понимание детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких акцентов на то, что он есть лишь ступень подготовки ребёнка к следующему этапу на пути его саморазвития.

- Необходимость достижения личностно – развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей) педагогов и иных работников в комплексном воспитании детей.

- Уважение личности ребёнка.

Известно - сущность физического воспитания детей заключается в формировании у них основ здорового образа жизни, направленных на укрепление их здорового физического, психического и эмоционального развития. В научной педагогической литературе проблемы физического воспитания (вцелом) рассматриваются как важнейший фактор формирования нравственной личности (Л.С. Выготский, Н.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, И.М. Сеченов, И.П. Павлов и др.). Двигательная активность, в этой связи, трактуется, как основа всего жизнеобеспечения человеческого организма, влияющая на рост и развитие ребенка, на его нервно-психическое состояние, работоспособность.

Двигательная активность считается врожденной потребностью организма. Необходимо отметить, что двигательная активность зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от организации условий учёбы, как в дошкольном, школьном образовательном учреждении, так и в семейном кругу.

Отсутствие должного уровня физической активности в жизни ребёнка всегда неблагоприятным образом сказывается на функциональной деятельности его опорно – двигательного аппарата. Не смотря на множество существующих коррекционных методик по устранению дефектов в работе последнего, данные динамических наблюдений за изменением качества здоровья ребёнка в процессе учёбы указывают намногочисленные случаи нарушений детской осанки, вплоть до сколиоза. Среди детей дошкольного возраста, учеников начальных классов школы врачами во множестве фиксируются и случаи плоскостопия, имеющих приобретённый характер.

Народные подвижные игры играют большую роль в общем развитии детей любого возраста и являются, для них, основной формой физического развития, профилактики появления распространённых заболеваний и различных отклонений в анатомической организации тела. В таких играх ребенок упражняет самых разнообразные движения: бег, прыжки, навыки лазанье, ползанья, метания, координации и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это, в свою очередь, оказывает благоприятное воздействие на психофизическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. В народной подвижной игре, как в деятельности творческой, ничто несвязывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен. Игры, направленные на развитие психофизических качеств, можно включать в разные формы двигательной активности, в том числе и в самостоятельную игровую деятельность.

Незначительная усталость, вызываемая участием в народной подвижной игре, полезна: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности. Важнейшим результатом любой подвижной игры является радость, оптимизм, ощущение пребывания в единстве с окружающими людьми, эмоциональный подъем и т.д. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, больше чем другие формы физической культуры адекватны потребностям растущего организма ребёнка в движении, способствует всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию детей.

По определению, подвижные игры построены на использовании большой энергии, идущей на реализацию мышечного сокращения. Они также увеличивают скорость течения разнообразных процесс обмена веществ, прежде всего выделения, оказывают укрепляющее действие на процессы трофического питания клеток и тканей основных внутренних органов, деятельность эндокринной, иммунной, нервной систем. Подвижные игры во многом определяют гармонию развития скелета растущего человека. Во время подвижных игр у детей развиваются такие психологические качества, как инициатива, самостоятельность, уверенность, настойчивость, желание смело преодолевать жизненные трудности, быть лидером в совместных делах с другими людьми, при занятиях ремеслом и исскуством. Только в подвижной, командной игре дети учатся согласовывать свои действия с другими членами играющего коллектива, обучаются слушать, выполнять общие правила игры и общежития. Подвижные игры создают дополнительные, благоприятные условия для взаимодействия детей с воспитателями, учителями, наставниками. В ситуации игры они получают широкие возможности для обсуждения с взрослыми характера, смысла своих предстоящих бытовых и игровых действий, обогощать свой жизненный опыт, учиться расчитывать цену, риски многих физических действий, эмоциональных напряжений.

Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики её проведения, количества играющих детей, а также от их подготовленности на участие в подвижной игре.

Играть в подвижные игры лучше на свежем воздухе, соотнеся сценарий, масштаб игры и время суток, сезон года, рельеф местности, возможности организации отдыха играющих в период игровых пауз, характер погодных условий.

По своему типу подвижные игры традиционно делят на: мало-, средне-, высокоинтенсивные.

Первая категория игр предназначена для снятия любого физического, эмоционального, умственного напряжения и всегда проводится со спокойным перемещением тела в игровом пространстве, небольшой амплитудой основных движений конечностей, с акцентом на их координацию и медленный темп выполнения (спокойная хотьба, хотьба с заданиями, движениями руками, хотьба по кругу, повороты туловища и т.д.).

Игры средней интенсивности включают в себя быструю ходьбу, краткие беговые ускорения, приседания, подпрыгивание, действия с предметами, имитации движений животных, изотонические, общеразвивающие упражнения, комбинированные движения, наличие нескольких игровых ролей при попеременном их представлении.

Игры большой, высокоактивной интенсивности предпологают обязательное включение в игру длительной ходьбы и бег, ускорения, единоборства, поднятие тяжестей, элементы соревновательных действий.

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания. В них дети, как правило, проявляли свои лучшие душевные качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

Характерная особенность русских народных игр – наличие большого количества различных движений в игровой практике (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Любые движения в народных играх всегда мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим для участия в них, не требуется, но хорошо физически развитые игроки всё-таки получают определенное преимущество в их ходе.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений детей об окружающем мире, способствуют совершенствованию всех психических процессов их сознания, ускоряют время перехода детского организма на более высокую ступень саморазвития.

Для своего успешного использования в практике физического, интеллектуального, волевого развития детей русские подвижные игры, принято делить на условные группы, объединённые между собой по определенным признакам:

1. По типу двигательного действия начинающего игру (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).

2. По содержанию и сложности построения сюжета игры (простые, переходящие, командные).

3. По способу организации проведения конкретных игр (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).

4. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).

5. По отношению к структуре занятия (подготовительной, основной, заключительной частей занятия физической культурой).

Особой разновидностью подвижных игр в русской традиции являются хороводы. Хороводные игры обычно проводятся с широким использованием русских народных песен, сопровождаемых соответствующими движениями, повторяющие слова текста на уровне конкретных жестов, поз, геоментрии движений. На уроках по физической культуре они могут быть использованы в качестве игр малой подвижности не только в физкультурном зале, но и на прогулке или в групповой комнате, как форма организованной двигательной деятельности, не требующая большого пространства. Тем не менее, хоровод даёт особую возможность осуществить двигательную разгрузку, которая способна снимать накопленное детьми интеллектуальное, физическое напряжение в период проведение основных занятий по основным учебным дисциплинам.

Хороводные игры, всегда были любимы и маленькими и взрослыми на Руси. Без хоровода не обходился не один праздник. Хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, которые включают в себя, свободное движение, музыку, пение, пантомиму, а также декламацию стихов.
Хороводные игры, очень нужны для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Они: знакомят детей с древними традициями и обрядами, развивают коммуникативные навыки, способствуют совершению двигательных навыков, развивают чувство ритма, музыкальный слух.
Нужно только правильно подобрать музыку, слова,  придумать смысл игры. 
Предлагаем Вам примеры хороводных игр для детей.

Типичными примерами детских хороводных игр могут быть следующие народные игры.

«Каравай»

Цель игры: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.

Как на Машины именины

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)

Вот такой низины! (дети опускают руки как можно ниже)

Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)

Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

Я люблю, признаться, всех,

А Машу больше всех.

«Шарик»

Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой! (Показываем руками.)

Вдруг шар лопнул - тсссс (Сужаем круг к центру.)

Воздух вышел, (ручки вверх.)

Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)

Мы не станем горевать, (Качаем головой.)

Будем надувать опять.

Надуваем быстро шарик, (расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой!

«Заинька»

Заинька, походи, серенький, походи.

Вот так-этак походи.

Вот так-этак походи.

Заинька, покружись, серенький, покружись.

Вот так-этак покружись.

Вот так-этак покружись.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так-этак топни ножкой,

Вот так-этак топни ножкой.

Заинька, попляши, серенький, попляши.

Вот так-этак попляши,

Вот так-этак попляши.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись.

Вот так-этак поклонись,

Вот так-этак поклонись.

Движения по тексту

Источник: http://doshvozrast.ru/igra/igra12.htm

 

Основным условием успешного внедрения народных игр в учёбу и воспитание детей является свободное владение воспитателями, учителями обширным игровым репертуаром, а также методикой организации игровых действий в местах общественного пребывания детей. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Организация и проведение занятий с использованием подвижных игр

В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки. Делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.

Успех игры зависит не только от ее выбора, но и от того, как она проводится. Предлагая новую игру, нужно кратко, не вдаваясь в излишние подробности, объяснить ее, чтобы каждый знал, что он должен и чего не должен делать. Рассказ лучше дополнить показом. Не следует повторять одну и ту же игру много раз подряд. Игры, требующие большого физического напряжения, нужно чередовать с играми более спокойными. 

Ведущему важно чередовать способы выбора водящих, чтобы оживить занятия, чтобы эти способы запомнили дети и применяли их во время самостоятельных игр. Необходимо помнить о том, что водящий - важная фигура во многих играх. От водящего нередко зависит, насколько интересно и оживленно пройдет игра. Существует несколько способов выбора водящего, которые нужно знать и чередовать, сообразуясь с характером проводимых игр.

Водящего может иногда назначить воспитатель. При этом он должен кратко обосновать свой выбор и подробно объяснить водящему его задачу.

Водящий может быть также избран волей самих участником игры. Этот способ нужно чаще применять, так как он основан на инициативе ребят, и, кроме того, водящий, выдвинутый коллективом, всегда старается как можно лучше справиться с задачей игры. Нередко смена одного водящего другим определяется ходом самого состязания, например в играх «Третий лишний», «Салки» или «Защита крепости».

Иногда в своих играх ребята выбирают водящих по жребию. Этот способ особенно интересен для дошкольников.

При проведении подвижной игры на открытом воздухе нужно выбирать площадку с травяным или земляным покрытием, а не с асфальтом. Важно обозначить территорию, на которой проводится игра. Это позволит взрослому хорошо видеть действие всех детей.

Для большей привлекательности предлагаемых подвижных игр можно использовать маски животных.

Перед проведением игры с ловлей и увертыванием взрослый напоминает детям правила безопасности:

Действия «ловишки» («пятнашки») заключается в легком касании рукой убегающего - нельзя толкать, хватать за одежду, захватывать в объятия.

В процессе игры убегающим ребятам следует смотреть не только на того (тех), кто их ловит (пятнает), но также обращать внимание на других участников во избежание столкновения.

При использовании какого-либо предмета в ходе игры необходимо заранее указать место, куда его следует положить или поставить, чтобы бегающие ребята не имели возможности случайно наткнуться на него.

Взрослый обязан следить за внешними признаками утомления детей, что является необходимым условием проведения подвижных игр.

Важным моментом при организации подвижных игр является знание индивидуальных особенностей играющих.

При проведении игр на открытом воздухе в холодную погоду важно ограничить выражения эмоций в виде крика и визга. При пониженной температуре воздуха перед игрой следует обратить внимание на носовое дыхание – носовые ходы должны быть очищены от слизи.

Во избежание травм голеностопного сустава, педагоги, планируя проведение подвижной игры, должны предусмотреть смену «опасной» обуви, заменив её безопасной, спортивной.

При проведении игр в помещении надо предусмотреть возможность защиты оконных стёкол и лампы прочными сетками. Перед проведением игр помещение надо проветрить и протереть пол влажной тряпкой.

 

Современные дети с удовольствием играют в русские народные игры. Они привлекают ребят и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и эмоциональной окрашенностью. Русские народные игры естественны для семейного воспитания. Они просты и общедоступны. В них каждый из членов семьи может найти себе активную роль по силам и способностям. Атрибуты для этих игр могут быть изготовлены самими играющими, большинство игр не требует специально оборудованного места. Даже для подвижных игр достаточно обычной лужайки или «пятачка» во дворе. В них можно играть в самых различных ситуациях: на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках. Подвижные игры неьзя проводить натощак. Не следует начинать их сразу же после еды: после приема пищи должно пройти не менее 30 минут. Прекращать играть необходимо за 1,5-2 часа до ночного сна.

После игр и спортивных развлечений полезны обтирания, теплый душ, купание. Эти водные процедуры помимо превосходного закаливающего воздействия на организм ребенка дают немалый гигиенический эффект. Одежда должна соответствовать погоде, виду игрындивидуальным особенностям, возрасту, полу, степени закаленности и состоянию здоровья ребенка.

Спортивная одежда должна быть легкой, удобной, теплой, не стеснять движений, не мешать свободному дыханию, кровообращению, не раздражать кожу детей. Одежда выбрана правильно, если руки и ноги после прогулки сухие и теплые.

Для более правильного использования подвижной игры в воспитании ребёнка необходимо понимать, какие конкретные задачи родителям, воспитателям хотелось бы решить с её помощью. Например, детям робким, неуверенным в движениях нужно помогать в преодолении трудностей следующими способами: опустить пониже веревочку во время прыжков, поставить поближе корзинку при забрасывании мяча, поддержать во время хождения на равновесие и т. д. Но делать это надо незаметно, чтобы не страдало самолюбие ребенка. Дети легковозбудимые, излишне подвижные чаще привлекаются к подвижным играм, которые способствуют процессу растяжения сухожилий или отдельных мышц. По данным известной научной литературы, растяжение тела способствует развитию тормозных процессов в коре головного мозга.

Как уже говорилось ранее, подбирая подвижные народные игры, необходимо учитывать конкретное время года. Летом, когда дети живут среди природы, можно использовать такие игры, как «Ловля бабочек», «Лягушки и цапля» и др. Для зимнего времени надо подбирать игры, в которых можно использовать специфический зимний материал (снег, снежные сугробы, для спрыгивания и равновесия, снежки для метания, горки залитые водой, снежные крепости и т. д.). К категории зимних подвижных игр можно отнести такие, как «Лепим и украшаем снежные скульптуры», «Строим горку», «Снежные баталии», «Ищем клад», «Царь горы» и так далее.

Необходимо ещё раз напомнить о том, что при планировании игры, воспитателю, учителю следует учитывать состояние группы. В том случае, когда группа недостаточно организованна, лучше в первое время проводить более спокойные игры в кругу, игры с пением, постепенно переходя к играм с движением врассыпную, или дать простые игры. Выбирая игру, воспитатель и учитель принимают во внимание её место и в общем режиме дня; например, в конце дня, когда дети уже утомлены, они проводят более спокойную игру

Определяя порядок включения подвижной игры в процесс обучения школьников и дошкольников необходимо учесть, в какую часть текущих занятий они должны быть включены. Если игра даётся в первой части занятия для того, чтобы организовать детский коллектив, научить детей строиться в колонну, в пары, в круг, размещаться на площадке, рекомендуется использовать такие подвижные игры, как «Чьё звено скорее соберётся», «Найди себе пару» и др. Во второй части занятия должны широко использоваться игры высокой подвижности. Для заключительной части занятия подбирается игра средней или малой подвижности, цель которой привести организм в относительно спокойное состояние. Для этих целей можно использовать такие игры, как: «Кто ушёл?», «Угадай по голосу», «Найди, где спрятано».

 

Объяснения игры.


1. Успех игры в значительной мере зависит от её объяснения. Приступая к объяснению, воспитатель обязан ясно представить себе всю игру.

2. Рассказ должен быть кратким. Исключение составляют игры в младших группах, которые можно объяснять в сказочной, увлекательной форме.

3. Рассказ должен быть логичным. Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:

название игры; роль играющих и их места расположения; ход игры; цель игры; правила игры.

4. Рассказ не должен быть монотонным. В рассказе не следует употреблять сложных терминов. Новые понятия, новые слова необходимо объяснять.

5. Для лучшего усвоения игры рассказ рекомендуется сопровождать показом. Он может быть неполным или полным. При объяснении надо учитывать настроение детей. Заметив, что их внимание ослабло, воспитатель должен сократить объяснение или оживить его.

6. Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда участники играют в неё впервые, при повторениях игры следует напомнить только основное содержание. 

Рекомендации по использованию подвижных игр в в развитии двигательной активности детей разного возраста.

Младший возраст.

Задача.

Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Поощрять самостоятельные игры с автомобилями, мячами, шарами. Развивать навыки лазания, ползания. Вводить различные игры со сменой видов движений. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Примеры простых подвижных игр.

С бегом «Мыши и кот».

 С прыжками «Воробышки и кот», «Кролики».

С лазанием « Наседка и цыплята».

 С бросанием и ловлей « Кто бросит дальше».

 На ориентировку в пространстве « Найди свой домик».

 

Средний возраст.

Задача.

Продолжать развивать двигательную активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т.д. Развивать психофизические качества, пространственную ориентировку, воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Приучать к концу года к выполнению правил без напоминания воспитателя. Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений).

Примеры простых подвижных игр.

 С бегом « Самолеты в ангар».

С прыжками «Прыгай выше».

С ползанием «Пролезай и убегай».

С мячом « Мяч через сетку», «Подбрось – найди».

На ориентировку в пространстве, на внимание «Найди, где спрятано».

Народные игры « У медведя во бору».

 

Старший возраст.

Задача

Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, доводить их до конца, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх эстафетах, учить спортивным играм и упражнениям « Хитрая лиса».

Примеры простых подвижных игр.

С бегом «Ловишки», «Мышеловка».

С прыжками «Классы».

С лазанием «Пчелы и медведи».

С метанием «Охотники и зайцы».

С элементами соревнования «Кто быстрее», «Кто выше».

Народные « Горелки».

 

Подготовительная группа.

Задача.

- Учить детей использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры, в том числе и игры с элементами соревнования, способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умение ориентироваться в пространстве, самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками.

- Справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.

- Придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявлять творческие способности. развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей).

Примеры простых подвижных игр.

С бегом «Горелки», «Жмурки», «Сельдь в бочке».

С прыжками «Лягушки и цапля».

С метанием и ловлей «Кого назвали, тот ловит мяч».

С ползанием и лазанием «Перелет птиц», «Веселые обезьянки».

Эстафеты : «С обручами».

С элементами соревнований «Одевайся – раздевайся», «Игрушки» А. Барто.

Народные « Горелки», «Ручеек», «Калачи».

 

При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.

Использование подвижных игр в воспитании детей в современной системе воспитания/образования может стать основой их постепенного возврата к традициям сохранения высокого уровня здоровья с максимально широким включением в неё не только физической культуры в её обычном понимании, но и подвижных игр, вышедших из недр традиционной культуры российского народа.

Среди разнообразия подвижных и спортивных игр большим потенциалом обладают именно народные игры. Народные подвижные игры всегда были важным средством педагогики. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью эмоционального, художественного, физического воспитания. У детей, благодаря участию в подвижных играх, формируется не только гармония в физическом развитии, но и устойчивый интерес к культуре родной страны и стран мира, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических качеств и уважение к людям других национальностей.

Список литературы.

Бауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П. Бауэр; под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. - СПб

.:

ВВМ, 2004. - С. 331-332.

 

Демчишин

, А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А.А. Демчишин, В.Н. Мухин, Р.С. Мозола. - К.: Здоровья, 1998. - 168 

с

.

Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С. 10-14.

Коротков И.И. Подвижные игры детей. - М., 2007.

Кузнецов, В.С. Физические упражнения и подвижные игры. Метод

.

п

особие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2006. - 151 с.

 Лескова Г.П., Буцинская П.П., Васюкова Л.С. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М., 1990. 

Мащенко, М.В. Физическая культура дошкольника / М.В. Мащенко, В.А. Шишкина. - Мн.: Ураджай, 2000. 156 с.

 Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее

 // С

ост. М.И. Логинов. - СПб

.,

2000.

Страковская В.Л. 300 подвижных игр от 1 года до 14 лет. - М., 1994.

Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. - М., Просвещение, 1998.

Черемисин В.П. и др. Народные подвижные игры в системе физического воспитания. - Малаховка: МОГИФК, 1985.

Интернет - сайта:/detskii-sad/fizkultura/razvitie-dvigatelnoi-aktivnosti-detei

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×