Патриотическое воспитание школьников на уроках изобразительного искусства
Патриотизм – одна из важнейших черт гармоничной личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотическое воспитание основывается на понимании и освоении нравственных ценностей – это свобода, достоинство, честь, ответственность, совесть, любовь, доброта, верность, храбрость, героизм. Важным компонентом в формировании этих качеств является – побуждение к чувственным переживаниям, осмыслению произведения искусства, любовь к окружающему миру, интерес к историческому прошлому своего народа, города, страны, к обрядам и традициям.
В программе изобразительного искусства предусмотрены задания по обеспечению воспитания патриотизма, привития общечеловеческих ценностей. Подрастая, человек с особым пониманием начинает относиться к чувству героизма. Добрые и благородные герои и их поступки оставляют свой след в детских душах, а российская история всегда была богата на героев. Поэтому темы творческих заданий «о доблести, о подвигах, о славе» всегда находят нужный отклик в сердцах ребят, волнуя их воображение, что, несомненно, посеет первые семена любви к родной земле.
К истокам возникновения нашего Отечества относят учащихся такие творческие задания на уроках как: «Человек и земля - кормилица», «Осенние посиделки», «Древние города нашей земли», «Троицына неделя» «Образы русских богатырей» - 5 класс; «Российский флот» - 6 класс. Темы: «Защитники Отечества», «Воины Победы» -7 класс.
На уроках изобразительного искусства чаще обращаюсь к подвигам наших соотечественников, воспетых в огромном количестве художественных произведений. Если учащимся разных возрастов чаще устраивать подобные «встречи с прекрасным», окрашенные нужным патриотическим настроем. Тогда они смогут, если не перечеркнуть, то хотя бы противостоять негативным воздействиям, оказываемым большинством СМИ.
Учащимся предлагаются задания различного характера: описать произведения изобразительного искусства (устно), отображение слова через личный опыт:
Мир ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. В процессе обучения и воспитания знания становятся опытом, формирующим полноценную личность. Одним из основных принципов уроков изобразительного искусства является принцип «от жизни через искусство к жизни» этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так же способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важным условием формирования развитой личности, то есть формирование у ребенка базовых ценностей его мировосприятия и мировоззрения в целом.
Прививая детям любовь к Отечеству, необходимо избегать высказываний искаженного характера, содержащих примеси шовинизма, нездорового национализма, превосходства своей нации над другими. Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к предкам, искренние переживания по поводу достижений и недостатков всех реформ, проводимых государством, может вызвать в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Патриотическое воспитание неразрывно в формировании полноценной, гармоничной личности. Общение с изобразительным искусством, элементарное рисование благотворно действует на психические и мыслительные процессы ученика, обогащает его внутренний мир, побуждает к самопознанию и самовыражению, формирует способности к творчеству, импровизации и экспериментированию.
Формирование патриотизма необходимо осуществлять на базе существующих и прошлых традиций. Особенности патриотического воспитания учащихся в процессе художественно-изобразительной деятельности в урочной системе повышают творческий потенциал формирующейся личности. На неё воздействуют посредством искусства: мысли, чувства, переживания людей, выраженные в художественных образах русских художников. Они становятся доступными другим людям, всему обществу, передаются из поколения в поколение. Процесс воспитания происходит не назидательно. Он формирует, развивает, доставляет человеку радость, эстетическое наслаждение. Его предназначение объединять людей, побуждать их к творчеству, активизировать их сознание, формировать целостные ориентиры, нравственные предпочтения, социальные идеалы,
Патриотическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства представляет собой целенаправленный процесс педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной созидательно-творческой деятельности учащихся. С учетом принципов патриотического воспитания определяется цель патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства – формирование патриотического отношения ко всему окружающему, что основывается на единстве чувственного, эстетического, патриотического, познавательного и созидательного аспектов.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат