Выступление на педсовете
«Взаимодействие детского сада и семьи в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
«В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни…»
Ш. А. Амонашвили
Семья традиционно является главным хранителем социокультурных ценностей в обществе. Но в минувшие десятилетия снизилось ее влияние на воспитание детей. В значительной степени потеряны ценности семьи и традиции семейного воспитания. Поэтому встает необходимость формирования единой системы ценностей в семье и в детском саду. Эту задачу позволяет решить программа «Социокультурные истоки».
Программа «Социокультурные истоки» основана на реализации идеи активного воспитания. Необходимо, чтобы каждый взрослый, (педагог, родитель) имел активную позицию в воспитании детей. Эта программа направлена не только на развитие ребёнка, но и на развитие родителей воспитанников, педагога и коллектива в целом.
Хочу поделиться опытом работы по программе духовно – нравственного развития и воспитания «Социокультурные истоки», и рассказать о некоторых формах работы с родителями, которые применяю в своей педагогической деятельности.
На первом родительском собрании была предоставлена полная информация о работе по программе «Социокультурные истоки», представлен краткий обзор книг и альбома «Доброе слово» (дело), «Добрый мир» (образ тепла, радости), «Добрая книга», были даны рекомендации по работе с детьми в домашних условиях, подчеркнута важность введения новой программы в образовательную деятельность дошкольных образовательных учреждений в современных условиях.
Родители доброжелательно отнеслись к введению новой программы, согласились с тем, что проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения в настоящее время действительно является актуальной.
Далее было организовано взаимодействие детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей младшего дошкольного возраста. Родителям были выданы книги, в которых заложена основная предварительная работа с детьми и родителями в период подготовки к занятиям по программе. В них содержится система ценностей и категорий, которые необходимо усвоить взрослым и детям, а также продумана система творческих заданий: например, раскрасить героев сказки, написать ласковое имя своего ребёнка или добрые слова, рассмотреть старинную утварь и сравнить с современной и т.п. способствующая организации и развитию общения между родителями и их детьми.
Эта работа очень важна, т. к. осмысление содержания книг для развития детей дошкольного возраста приводит родителей к пониманию необходимости работы с данными книгами вместе с ребенком. Родители, благодаря книгам для развития приобретают умение понять собственный внутренний мир и внутренний мир своих детей.
Родителям давалась дополнительная информация по теме недели, рекомендации к выполнению творческих заданий и задания для семейного чтения книг для развития детей: например, почитать русские народные сказки, поиграть в театр, изменить окончание сказки... Предлагалось выучить совместно с ребёнком потешки, стихи, песни… Поиграть в подвижные и хороводные игры.
Вместе с родителями вносили изменения в предметно – пространственную среду группы. Родители помогали организовывать выставки: «Любимый друг», «Любимая книга», «Семья», «Декоративно – прикладное искусство» и т.п., приносили различные предметы для создания мини – музея: «Царство доброты».
Одним из видов работы с родителями создание альбома, который объединяет работу по «Истокам» и повседневный труд воспитателя. В основу работы легла цель объединения усилий сада и семьи по воспитанию настоящего гражданина общества, по сплочению членов семьи и вовлечение родителей в работу группы.
В соответствии с программой «Истоки» мы знакомим детей с различными народными праздниками: например, «Рождеством» … В эту работу вовлекаем и родителей: просим их рассказать своим детям о том, как семья проводит эти праздники, изготовить с детьми поделки к празднику, выучить стихи, песни, а также посетить вместе с семьёй городские мероприятия, связанные с этими праздниками.
Через знакомство с русским фольклором непроизвольно осуществляется процесс познания окружающего мира. У детей формируются такие понятия как: «Любимое имя», «Доброе слово», «Любимый образ», «Любимая книга», «Ласковая песня», «Праздничная песня». Таким образом, формируются нравственные взаимоотношения и качества, что способствует эффективно решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников.
Вся деятельность, организованная в течение месяца, является предварительной работой к итоговому мероприятию, которое проводится в последнюю неделю месяца, с помощью активной формы обучения – «ресурсного круга».
Ресурсный круг, как новая форма взаимодействия формирует у детей и взрослых коммуникативные навыки, способствует доверительному общению всех участников образовательного процесса, дает им возможность выражать свое мнение, договариваться; родителям делиться положительным опытом воспитания детей.
На данный момент проведено 2 итоговых мероприятий по темам месяца семейно-групповые мероприятия совместно с родителями «Имя моего ребёнка», «Ласковая песня», 1 детско-родительская встреча в семейном клубе «Навстречу друг другу» по теме: «За горами – за холмами». Эти события, как важный праздник в жизни не только самих дошколят, но и их близких людей. Поэтому в такой день рядом с детьми были именно те, кто им дорог - мамы и папы.
Программа «Социокультурные истоки» предлагает наличие информационного экрана «Социокультурные истоки», в котором выставляется родителям информация о работе по программе в течение месяца.
Планируем продолжить работу по обеспечению социального партнерства педагогов и семьи, осуществляя открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников, и непосредственного вовлечения их в образовательный процесс. Внедрять новые неиспользованные формы работы с семьями воспитанников, направленные в конечном итоге, на социокультурное и духовно - нравственное развитие детей, и их успешную социализацию.
Важным, ключевым элементом в реализации программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования является работа с семьёй. На сегодняшний день это одна из программ, в реализации которой активную роль играют родители. Программа целенаправленна на формирование системы духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат