Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе “Путешествие с золотой рыбкой».
Цель: расширить представление детей о рыбах. Закрепить знания звукового анализа и синтеза.
Задачи.
Образовательные:
- расширять знания детей о рыбах, учить определять основные части тела рыб, закреплять умение классифицировать их;
- обогащать словарный запас за счет образования родственных слов;
- закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные;
- закреплять умения ориентироваться на листе бумаги.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать речевую деятельность детей;
- развивать фонематический слух, навык звукового анализа;
- совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к живой природе;
- формировать навыки взаимодействия детей друг с другом;
- воспитывать активность и любознательность.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед:
- Ой, ребята, смотрите, что это за сундук? Давайте откроем и посмотрим, что там находится? (дети достают из сундука разрезную картинку золотой рыбки)
- Давайте соберем и посмотрим, что у нас получится? (собирают из частей целую рыбу).
Логопед: Ребята, посмотрите на эту рыбку внимательно. Из каких частей она состоит?
Дети: У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. Тело рыбки покрыто чешуей, похожей на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая.
Логопед: Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?
Дети. Чтобы плавать.
Логопед: Ребята, а как же рыбка появляется на свет? Посмотрите здесь лежат картинки, расскажите, что на них изображено (икринка, личинка, малек, рыба)
- Молодцы, справились с заданием!
Логопед: Ой, смотрите, наша рыбка превратилась в настоящую, волшебную рыбку. Давайте поиграем с ней. (Логопед достает муляж рыбки).
Голос рыбы: «Спасибо ребята, что оживили меня, я предлагаю вам отправиться в путешествие вместе со мной».
3. Игра называется «Вопросы - ответы». Передаём рыбку друг другу, отвечая на мои вопросы. (Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)
Чья голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост).
Чьи жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко).
Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости).
Чья чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки).
Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).
Если рыба живет в реке, какая это рыба? (речная)
Если рыба живет в море, какая это рыба? (морская)
Если рыба живет в аквариуме? (аквариумная)
Голос рыбы: Ребята, мне очень понравились ваши ответы и я предлагаю вам перейти к следующему заданию.
- А на чем можно отправиться в морское путешествие? (на лодке, корабле...)
5. Упражнение «Кораблик». Цель: развивать длительный плавный выдох.
Логопед: Итак, мы отправляемся в плавание, давайте поможем нашим корабликам плыть быстрее! Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на кораблик.
Логопед: Ну, вот мы и очутились на берегу реки! Ой, что же делать, как же мы перейдем реку, ведь течение такое быстрое! Золотая рыбка, ты же волшебная, подскажи, как нам перейти реку.
Голос рыбки: А вы ребята образуйте семейку слов от слова рыба, и постройте мост через реку.
6. Игра "Подбери родственные слова к слову рыба"
- Как называют маленькую рыбу? (рыбка)
- Как называют большую рыбу? (рыбина)
- Кто ловит рыбу? (рыбак)
- Как называется место, где ловят рыбу? (рыбалка)
- Как называется суп из рыбы? (рыбный)
Голос рыбки: Молодцы, можно теперь перейти речку. Ребята, вы так старались, строили мост, ваши ручки, наверное, очень устали! Давайте отдохнем, сделаем с вами пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! ( Делают ладошку у лба «козырьком»)
Что ты видишь, милый друг? (Приставляют пальцы колечками у глаз)
Здесь прозрачная вода. (Разводят ладони в стороны)
Плывёт морской конёк сюда. (Волнообразные движении ладонями вперёд)
Вот медуза, вот кальмар. (Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки двигаются навстречу )
А вот это – рыба шар. (Соединить пальцы обеих рук в форме шара)
А вот, расправив восемь ног, (Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх)
Гостей встречает осьминог.
(Звучит запись "Шум моря, крик чаек")
Логопед: Что это за звуки? Что за шум? Где мы очутились?
Дети: На море!
- Ребята, смотрите стоят три ведерка. На них изображен 1, 2, 3 круга. Это обозначает, что вам нужно поймать рыбок, прохлопывая их по слогам. В первое ведерко - рыбы в названии которых - 1 слог, во второе - 2 слога, в третье - 3 слога. (1- скат, сом, краб, лещ...), (2 - ка-рась, щу-ка, о-кунь...), (3 - а-ку-ла, ме-ду-за...).
Голос рыбки: Молодцы ребята, а теперь помогите моим друзьям рыбкам!
Дети вылавливают рыбок магнитной удочкой.
7. Задание "Ориентация на листе бумаги"
Прикрепи рыбу в правый верхний угол.
Прикрепи краба в нижний левый угол.
Прикрепи дельфина в левый верхний угол.
Прикрепи медузу посередине.
Прикрепи в правый нижний угол. (Молодцы!)
Голос рыбки: Ребята, у меня в подводном царстве нет такого детского сада как у вас, и поэтому я не понимаю, чем отличается звук от буквы. Может быть, вы расскажете мне?
Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
Логопед: Давайте покажем нашей рыбке, как мы умеем составлять звуковые схемы к словам СОМ, КИТ. (Дети выкладывает из цветных кругов звуковые схемы).
8. Звуковой анализ слова СОМ:
1. Сколько звуков в слове? (3 звука - С, О, М).
2. Назови первый звук в слове? (С - согласный, твердый, обозначаем синим цветом).
3. Назови последний звук в слове? (М - согласный, твердый, обозначаем синим цветом).
4. Назови, второй звук в слове? (О - гласный звук, обозначаем красным цветом).
9. Итог занятия.
Голос рыбки: Ребята, вам понравилось наше путешествие?
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат