Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК СРЕДСТВО РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РОДНОГО (РУССКОГО) ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ОБУЧЕНИЯ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ). Работа №45925

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК СРЕДСТВО РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РОДНОГО (РУССКОГО) ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ОБУЧЕНИЯ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)
Работа:
ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК СРЕДСТВО РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РОДНОГО (РУССКОГО) ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ОБУЧЕНИЯ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)
Литовченко А.И.
учитель начальных классов
МБОУ Ровеньская СОШ №2
В связи с изменениями в обучении филологическим дисциплинам на этапе начального общего образования, а именно введением Министерством образования курсов родного языка литературного чтения на родном языке, появилась необходимость отбора научных подходов в преподавании этих предметов. Несомненно, на выбор педагогических влияют возрастные особенности учащихся.
В младшем школьном возрасте большое значение для учащихся имеет оценка результатов их деятельности, фиксирование личных достижений в изучении родного языка. Для реализации данной потребности возможно использовать в работе Языковой портфель как средство рефлексивного обучения, как инструмент оценки и самооценки деятельности младших школьников. Языковой портфель представляет собой пакет документов, позволяющих обучаемому самостоятельно фиксировать и оценивать свои достижения и опыт в овладении родным литературным языком вне зависимости от используемых методов и средств обучения.
Технология применения языкового портфеля заимствована из американской школы и широко применяется у нас при изучении иностранных языков, но я считаю данную технологию надпредметной, что дает право использовать ее практически при изучении всех предметов филологического цикла.
Метод оформления Языкового портфеля дает возможность младшему школьнику осмыслить приобретаемый опыт общения и вместе с тем обеспечить его осознанную, заинтересованную деятельность по изучению предмета и тем самым формировать самостоятельность обучающегося, его личностные характеристики.
Языковой портфель - это инструмент самооценки и собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности (Рис.1).
Цели Языкового портфеля:
Внедрить в практику преподавания и изучения родного (русского) и литературного чтения на родном языке перспективную образовательную идеологию;
Вооружить обучающегося надежным и доступным инструментом для определения своих достижений, путей дальнейшего совершенствования своих знаний и умений;
Дать учителю возможность оценивать уровень достижений каждого учащегося и вносить коррективы в свою преподавательскую деятельность.
Работа с Языковым портфелем поможет учителю:
повысить мотивацию в преподавании;
планировать свою деятельность;
помочь каждому ученику осознать свой индивидуальный путь овладения русским родным языком.
Пользуясь Языковым портфелем, ребенок может:
самостоятельно оценить свой уровень владения родным языком с точки зрения чтения;
осознанно овладевать родным литературным языком и ощущать ответственность за процесс и результаты учения;
осознавать важность изучения литературного чтения на родном (русском) языке.
Функции Языкового портфеля:
Информативная
Обеспечение едиными стандартами при определении уровня владения предметами родной (русский) литературное чтение на родном (русском) языке;
Возможность показать свои способности в области владения предметом литературное чтение на родном (русском) языке;
Возможность для родителей контролировать и поощрять изучение предмета детьми.
Педагогическая
Совершенствование процесса обучения и обеспечение положительных результатов;
Внедрение нового содержания начального языкового образования и повышение личной ответственности учащихся;
Управление качеством языкового образования;
Совершенствование профессиональной компетенции учителя за счет реальной возможности оценивать уровень достижения каждого ученика и вносить коррективы в свою деятельность.
Социальная
Создание мотивации младших школьников к совершенствованию своих умений;
Этапы работы с Языковым портфелем
Объяснение целей, содержания и структуры Языкового портфеля;
Знакомство с разделами Языкового портфеля;
Сбор материалов;
Разъяснительная работа с родителями;
Заполнение разделов;
Занятия по проверке результатов самооценки (рис.2)
Опираясь на цели и задачи языкового портфеля, можно сказать, что применение данной методики помогает развитию навыков рефлексии, как самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями, мыслями, деятельностью. Языковой портфель позволяет учащемуся в процессе самостоятельной работы заглянуть в себя и получить отражение своих собственных способностей, умений, прогресса в изучении языка, литературы и культуры родного народа, раскрыть и показать свои способности за счёт возможности представить реальные результаты и личностные продукты своей коммуникативной и учебной деятельности.
Среди основных характеристик языкового портфеля как средства самоконтроля и рефлексии, которые выделяют известные технологи и методисты – всесторонность, спланированность и систематичность, информативность, приспособленность для определенной цели, аутентичность.
Сегодня существует немало типов Языковых портфелей описанных в дидактической литературе:
Папка достижений, отражающая успехи ученика в освоении какого-либо учебного предмета, в учебной деятельности в целом.
Проблемно-исследовательский языковой портфель. Он представляет набор материалов, связанных с подготовкой и написанием школьником реферата, доклада, исследовательской работы. Эти материалы систематизированы по рубрикам (план работы над рефератом, цитаты, афоризмы, результаты исследования).
Рефлексивный языковой портфель. Цель портфеля заключается в формировании у учащихся способности осознавать собственную познавательную деятельность, направленную на достижение целей изучения литературного чтения на родном русском языке. Сопоставление самооценки и оценки педагога даёт возможность ученику понять, насколько он объективен в оценке собственных знаний, умений, а учителю – насколько у школьников развиты критическое мышление, рефлексия и самооценка, направленные на отслеживание результатов учебно-познавательной деятельности ученика, как в количественном, так и в качественном плане. Он состоит из 3 разделов. Рассмотрим рефлексивный языковой портфель на примере преподавания литературного чтения на родном русском языке в 3 классе.
Тематический языковой портфель. Этот тип портфеля создаётся в процессе изучения какого-либо большого раздела, курса, темы. На нем остановимся подробнее, так как именно такой Языковой портфель, применим начиная со 2 класса на уроках родного ( русского) языка и литературного чтения на родном (русском) языке. Главное в этом портфеле – самооценка ученика в виде рассуждения, аргументации, обоснования. Критерии оценивания языкового портфеля:
культура оформления;
аккуратность выполнения работ;
содержимое портфеля.
Что входит в содержимое тематического языкового портфеля?
По каждой теме:
- 2 правильно выполненных домашних задания,
- 2 теоретических вопроса с развернутыми ответами (Например, по главе Мой дневник из рассказу Воробьева Я не придумал ничего: Зачем папа мальчиков заставил вести дневник и рассказывать просмотренные фильмы?).
- 2 составленных вопроса или теста, или задания по данной теме для одноклассников.
В условиях сокращения часов на изучение предмета в сравнении с программой существует проблема накопления отметок, которую может решить, используя языковой портфель: за наиболее качественно выполненные домашние задания, собранные в портфеле по самостоятельному выбору ребенка, за ответы на теоретические вопросы, также собранные по желанию ребенка, за задании для одноклассников, за выполнения заданий, предложенных другими детьми
Следующий раздел – самооценка учащегося по составлению портфеля. Она складывается из ответов на следующие вопросы:
1. Как ты отбирал материалы в языковой портфель?
2. Что ты сделал легко, без затруднений?
3. Когда тебе было трудно?
4. Что нового ты узнал(а), выполняя эти задания?
5. Соответствует ли твой языковой портфель заявленным критериям?
6. Как ты считаешь, языковой портфель помогает тебе изучать Литературное чтение на родном (русском) языке? Дай развернутый ответ на вопрос.
7. Как ты считаешь, языковой портфель учит тебя учиться самостоятельно? Если да, то расскажи как.
Таким образом, работа с языковым портфелем позволяет ученику повысить свою мотивацию в изучении литературного чтения на родном русском языке и осознать ценность общения; правильно организовать самостоятельную работу по овладению предметом; оценить свой уровень владения языком; определить (вместе с учителем) наиболее рациональные способы совершенствования своих знаний и умений. А учителю такая работа помогает контролировать процесс познания, своевременно вносить коррективы, разнообразить формы работы, увеличивать накопляемость отметок.
6
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×