Тема: Формирование навыков здорового образа жизни подростков в условиях общеобразовательной организации
Актуальность исследования. На сегодняшний день одной из главных стратегических задач государства, является сохранение и укрепление здоровья детей. Данная задача регламентируется и обеспечивается следующими нормативно-правовыми документами: Закон РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Подростки это контингент населения страны, по состоянию здоровья которого можно определить социальное благополучие, уровень медицинского обеспечения предшествующего развития детства, а также проанализировать предпосылки изменений в здоровье населения в последующие годы.
Такие ученые как Г. Зайцев, Н. Захаревич, В. Казначеев, В. Колбанов, утверждают, что традиционные мероприятия по решению проблем связанных со здоровьем детей, характеризуются низкой результативностью, и только организация школьной оздоровительной системы в полной мере может решить задачи сохранения и укрепления здоровья среди школьников.
С появлением такого научного знания, как валеология (основоположник И. Брекхман), стал возможен симбиоз педагогики и медицины, который направлен на решение проблем обеспечения здоровья населения.
Валеологичекая деятельность социального педагога с диагностики состояния здоровья детей, выявления отношения к здоровью, как к общечеловеческой ценности и здоровому образу жизни.
Цель исследования: формирование ценностного отношения к своему здоровью и обучение навыкам здорового образа жизни подростков в общеобразовательной организации.
Задачи:
Рассмотреть состояние здоровья школьников, как социально-педагогическую проблему.
Проанализировать понятие, структуру, и особенности формирования здорового образа жизни у подростков.
Диагностировать состояние здорового образа жизни подростков
Разработать и реализовать программу формирования здорового образа жизни у подростков в условиях школы;
Гипотеза исследования. Процесс формирования навыков здорового образа жизни среди подростков, будет более эффективным, если просветительная работа будет проводиться на факультативных занятиях; уроках физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности, биологии; при проведении классных часов, спортивных соревнований, праздников, физкультурных минут и физкультурных пауз.
Сущность предложенной нами методики заключается в том, что работа с учащимися проводилась не только на отдельных дополнительных занятиях, но включалась во всю систему образования. С навыками здорового образа жизни учащиеся знакомятся на уроках физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности, биологии; при проведении классных часов, спортивных соревнований, праздников, физкультурных минут и физкультурных пауз.
При формировании знаний в области здорового образа жизни использовались дополнительные занятия, проводимые один раз в две недели. Целью данного этапа является формирование ценностного положительного отношения учащихся к здоровому образу жизни, пониманию важности использования навыков здорового образа жизни, на практике. Для реализации этой цели использовалось одиннадцать групповых занятий.
План занятий
Занятие № 1 «Разговор о здоровье».
Оборудование: смайлики трех цветов (зеленый, желтый, красный) – 45 шт., маркер – 1 шт..
До занятия педагог пишет на доске десять определений здоровья. Подростки, ознакомившись с определениями на доске, пытаются понять, какова будет тема занятия. Разговор проходит с группой подростков в форме дискуссии. Учащимся предлагается самостоятельно ответить на вопрос что же такое здоровье. Если возникают сложности, педагог направляет детей, подводя их к правильному ответу. Затем дети вместе с педагогом обсуждают, в чем может выражаться здоровье и какого человека можно назвать здоровым, а какого нет. Каждый подросток в конце занятия выбирает себе смайлик и сохраняет его до последнего занятия (зеленого цвета – «я здоров», желтого – «я не здоров, но и не болен», красного – «я болен»).
Занятие № 2 «Факторы, влияющие на здоровье».
Оборудование: список факторов влияющих на здоровье – 4 шт., ручки, карандаши – 4 шт..
Подростки вместе с педагогом обсуждают факторы, которые могут повлиять на здоровье человека. Затем педагог делит учащихся на мини группы и предлагает каждой группе ранжировать важность факторов влияющих на здоровье человека, процентно их ознаменовать и отстоять своё мнение перед другими группами.
Занятие № 3 «Наследственность, как фактор влияния на здоровье человека».
Оборудование: презентация о заболеваниях, передающихся по наследству, интерактивная доска, тетрадные листы – 36 шт., ручки, карандаши – 18 шт..
Педагог знакомит учащихся с таким фактором влияния на здоровье, как наследственность, используя мультимедийные средства. Школьники знакомятся с рядом заболеваний передающихся по наследству от родителей к детям. Совместно с учителем биологии подростки решают генетические задачи по выявлению вероятности передачи ребенку гемофилии от родителей первого и второго поколений.
Занятие № 4 «Экология и ее влияние на здоровье людей».
Оборудование: листы формата А4 – 40 шт., ручки, фломастеры – 18 шт.
Ребята вместе с педагогом дают оценку экологической обстановке родного края. Разделившись на мини группы, учащиеся подготавливают проекты по улучшению экологической ситуации в регионе. Совместно прогнозируют результат внедрения предложенных ими мер по улучшению экологической обстановки.
Занятие № 5 «Качество медицинского обеспечения, его уровень влияния на здоровье человека».
Оборудование: интерактивная доска, таблица с перечнем медицинских услуг региона.
Педагог знакомит учащихся со спектром медицинских услуг предоставляемых в районе. Учащиеся в форме дискуссии обсуждают доступность и качество медицинского обеспечения. Обговариваются проблемные моменты: нехватка квалифицированных сотрудников, специального медицинского оборудования, отсутствие необходимых врачей в районе, упрощение гинекологического, родильного и хирургического отделений.
Занятие № 6 «Здоровый образ жизни, как фактор влияния на здоровье человека».
Оборудование: ватманы - 4, карандаши, фломастеры, маркеры – по количеству учащихся.
Педагог делит подростков на мини группы. Каждой группе предоставляется ватман, карандаши, фломастеры, маркеры. Педагог предлагает учащимся изобразить человека и его привычки, ассоциирующегося, по их мнению, с человеком, придерживающимся здорового образа жизни. Каждая группа у доски презентует свой рисунок, подробно описывая и объясняя своё изображение. Вместе с педагогом школьники подводят итоги занятия и делают общий вывод о важности здорового образа жизни для здоровья человека.
Занятие № 7 «Вредные и полезные привычки».
Оборудование: таблички привычек, магниты – 20 шт., интерактивная доска.
На доске вперемешку закреплены на магнитах таблички с вредными и полезными привычками. Учащиеся должны разделить привычки в две колоны: полезные и вредные. Подростки делятся своим опытом, обсуждая друг с другом, какие полезные привычки используются ими в повседневной жизни.
Занятие № 8 «Правильное питание».
Оборудование: таблицы витаминизации продуктов – 10 шт, рекомендации Роспотребнадзора– 10 шт., листы формата А4 – 4 шт., ручки, карандаши – 9 шт..
Перед занятием педагог раскладывает таблицы содержания витаминов, белков, жиров, углеводов и химических добавок в продуктах питания. Также вниманию школьников предоставляются рекомендации Роспотребнадзора по составлению меню для учащихся общеобразовательных учреждений. Учащимся предлагается по группам разработать примерное ежедневное меню, в котором будут учтены потребности среднестатистического подростка, не имеющего заболеваний требующих специальной диеты.
Занятие № 9 «Физическая культура и спорт».
Оборудование: мячи – 4 шт., валанчик – 1 шт., клюшка – 1 шт., лыжи – 1 шт., коньки – 1 шт., беговые колодки – 1 шт., граната – 1 шт..
Занятие начинается с представления учителем физической культуры различного спортивного инвентаря. Задача учащихся, назвать какой спортивный инвентарь принадлежит, какому из видов спорта. Учитель физической культуры совместно с социальным педагогом подготавливают выступление о пользе физической культуры и спорта. После выступления дети обсуждают, что нового они узнали о физической культуре и спорте, а какие знания были накоплены ими до занятия. По подгруппам подростки пытаются определить ключевые отличия физической культуры от спорта. Затем, совместно с преподавателями, дети определяют правильность своих утверждений. Учащиеся выступают с заранее подготовленными мини-сообщениями о различных видах спорта. В форме дискуссии школьники определяют пользу каждого вида спорта для различных систем организма человека и выявляют наиболее «полезный» вид спорта.
Занятие № 10 «Гигиенические факторы».
Оборудование: презентация, обучающий фильм.
Учащимся предлагается к просмотру презентация о средствах личной и общественной гигиены. После просмотра дети обсуждают презентацию. Педагог показывает обучающий фильм о правильной чистке зубов, мытья рук и лица. Дети знакомятся с наукой о здоровье – валеологией. В рамках данной науки дети узнают о способах жилищной гигиены, гигиены одежды, питания, воды и кожи. Также педагог подчеркивает важность проветривания жилых помещений, в рамках общественной гигиены. Дети самостоятельно разделяют гигиенические меры на личные и общественные. Подводя итоги, педагог оценивает правильность ответов детей.
Занятие № 11 «Закаливание».
Оборудование: тетрадные листы – 18 шт., ручки, карандаши – 18 шт., массажный коврик – 1 шт..
В начале занятия педагог просит каждого ребенка написать на заранее подготовленных листах определение закаливанию. Дети в процессе дискуссии узнают способы закаливания: водой, солнцем, ветром. Учащимся по желанию предлагается испытать на себе такой способ закаливания, как ходьба босиком по массажному коврику. В конце занятия школьники вместе с педагогом конструируют определение закаливанию, опираясь на ответы написанные детьми в начале занятия.
Помимо дополнительных занятий, разработанная методика, предполагает использование средств по формированию навыков здорового образа жизни в процессе учебных занятий физической культурой, биологией и основами безопасности жизнедеятельности. Для этого социальный педагог привлекает учителей предметников, и совместно они разрабатывают методы и формы работы с подростками по формированию навыков здорового образа жизни, которые будут использоваться на уроках.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат