Сараева Лидия Сергеевна,
Республика Хакасия, г.Черногорск,
МБДОУ «Радуга».
Подгрупповое занятие в подготовительной группе
компенсирующей направленности для детей с ТНР
по теме: «Дифференциация звуков [Р], [Рь]».
Цель: Развивать зрительное восприятие, фонематический слух, мелкую и артикуляционную моторику, закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [Р] - [Рь] в слогах, словах и предложениях, используя нетрадиционные методы: игротерапию и сказкотерапию.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Создать условия для развития у детей умения характеризовать звуки [Р] - [Рь] по признаку твердости – мягкости;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематические процессы;
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику, дыхание;
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
- Развивать коммуникативную компетенцию;
Коррекционно-воспитательные:
- Совершенствовать умения следовать правилам игры;
- Создать условия для развития самостоятельности, умения работать в коллективе.
Оборудование: шишки, полимерные пробки, пенопленовые кнопки, вода, муляжи рыб, фасоль, трубочки, фигурки: Дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик, теленок Гаврюша; игровое поле, мультимедиа, мелодия из мультфильма.
Ход:
Звучит мелодия из м/ф «Простоквашино».
Воспитатель: Какая знакомая мелодия, где-то я её уже слышала. (Да это же из «Простоквашино») А что такое «Простоквашино»? (Деревня такая) Точно, там еще такой смешной почтальон был… (Печкин) Да, почтальон Печкин.
Раздается голос Печкина (на экране его фото): Это, я почтальон Печкин принес посылку.
Воспитатель: Посылку. Где она? (Дети находят посылку) А вдруг эта посылка не для нас. Как узнать? (Прочитать)
На посылке надпись: Детский сад «Радуга». Группа «Почемучки».
Воспитатель: А наша группа как называется? («Почемучки») Тогда открываем посылку. (дети открывают, в ней настольная игра «Простоквашино»: игровое поле и 4 фигурки: Дядя Федор, Матроскин, Шарик, Гаврюша) Смотрите, здесь еще какое-то письмо, а что это может быть? (Правила игры)
Воспитатель: Любая игра имеет свои правила. Давайте с ними познакомимся.
воспитатель или дети читают:
В игре участвуют 4 игрока. Каждый игрок выбирает фигурку. Начало игры – старт, конец игры – финиш. На каждом этапе игры есть задание, которое должен выполнить каждый игрок и перейти к следующему этапу. Игра будет окончена тогда, когда все игроки пройдут все испытания и вместе придут к финишу – деревне «Простоквашино».
Воспитатель: Давайте поможем нашим мультипликационным героям дойти до деревни «Простоквашино». Выбирайте фигурку героя мультфильма «Простоквашино». Как зовут твоего героя? (каждый ребенок называет имя героя мультфильма)
Какие звуки я сейчас выделю в именах героев мультфильма? Дядя Федор, Матроскин, Шарик, Гаврюша. (Звуки [Р] и [Рь])
Воспитатель: Что вы можете рассказать о звуке [Р]?
Дети: Звук [Р] – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.
Воспитатель: У этого звука есть пара? (Звук [Рь]) Что вы можете сказать о звуке [Рь]?
Дети: Звук [Рь] – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом.
Воспитатель: Молодцы. Значит, можем начинать игру. Занимайте свои места. Итак, первое испытание «Зарядка для язычка» (на игровом поле нарисованы картинки для артикуляционного упражнения «Грибочек», «Лошадка», «Дятел») Давайте посмотрим на экран и выполним первое упражнение. (дети выполняют упражнения) Молодцы, первое испытание мы с вами прошли. Что вы видите на этом этапе игры?
Дети: Трубочки, шарики, дорожку.
Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать?
Дети: Подуть в трубочку и воздухом по дорожке прокатить шарик.
Воспитатель: Молодцы. И с этим заданием мы с вами справились успешно. Переставляем фишки на следующую отметку. Что же нам предлагают сделать? (на игровом поле изображены пенопленовые кнопки)
На повторяемые слоги нажимаем пальчиками на кнопку:
На базар пошел Макар – АР, АР, АР, АР.
Он купил себе топор – ОР, ОР, ОР, ОР.
Для хозяйки вкусный сыр – ЫР, ЫР, ЫР, ЫР.
Дочке красочный ковер – ЁР, ЁР, ЁР, ЁР.
Вот высокая гора - РА, РА, РА, РА.
Вижу чью-то я нору – РУ, РУ, РУ, РУ.
Муравьед живет в норе – РЕ, РЕ, РЕ, РЕ.
Нарисую я зарю – РЮ, РЮ, РЮ, РЮ.
Воспитатель: Отлично у нас все получилось. И с этим заданием мы с вами справились. Ну что, идем дальше? Что у нас впереди? (Озеро) Что будем делать? (Ловить рыбу) Что еще вы видите у озера? (Два ведра: синее и зеленое)
Воспитатель: Нам предлагают поймать рыбу и положить каждую рыбку в соответствующее ведро. Если в названии рыбы слышится твердый звук [Р] – мы ее положим в … синее ведро, если в названии рыбы слышится мягкий звук [Р,] – то в … зеленое ведро. (в емкость с водой помещаются рыбки: карась, карп, ёрш, пескарь, сорожка, севрюга, хариус, корюшка, форель, осетр)
После того, как дети поймают рыбку, они должны положить ее в ведро и сказать полным предложением: Я поймал карася и т.д. (или от имени героя: Дядя Федор поймал карася…)
Воспитатель: Молодцы. Рыбки вы нашим героям наловили. Идем дальше. А вот и нужная тропинка. Что на ней нарисовано?
Дети: Пробки. Надо надеть их на пальчики и пройти по дорожке.
Дети надевают на 2 пальчика каждой руки полимерную пробку от лекарства и произносят слова:
Пробки пальчики обули,
Смело в них вперед шагнули.
И пошли по переулку
На веселую прогулку.
(смена рук)
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик - будто ножка,
Только шаркает немножко.
Воспитатель: Куда привели нас пальчики? (В магазин) Какой необычный магазин. (магазин – это коробочка с фасолью, в ней спрятаны мелкие игрушки; дети по очереди достают из фасоли игрушку, называют её и складывают в коробочку только те игрушки, в названии которых есть звуки [Р] или [Р,].)
В магазине не соль, а разноцветная фасоль.
На дне игрушки для меня,
Я их достану без труда.
Ну вот, осталось пройти последнее испытание, и наши герои окажутся в своей деревне «Простоквашино». Итак, что нам нужно сделать? (Шишки покатать между ладонями)
Барабан (А. Барто)
Левой, правой! Левой, правой!
На парад идёт отряд.
На парад идёт отряд.
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Воспитатель: Ребята, благодаря вам, наши герои снова оказались в своей деревне «Простоквашино».
РА, РА, РА, РА – вот и кончилась игра,
Победителям ура!
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат