ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЕ В ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Косоурова Вера Викторовна, музыкальный руководитель
МБУ детский сад № 52 «Золотой улей» г. Тольятти,
E-mail: kosvera70@mail.ru
Шашкова Наталья Викторовна, музыкальный руководитель
МБУ детский сад № 52 «Золотой улей» г. Тольятти,
E-mail: shashkova_nata@mail.ru
«Жизнь детей без музыки невозможна, как без игры и без сказки…» В. А. Сухомлинский. [1, стр.25]
В современной педагогической работе с детьми в детском саду очень популярным стало направление «Робототехника», что отвечает на запросы стремительно развивающейся науке и актуальна для современного общества. Эта тенденция не должна обходить стороной и музыкальные занятия. Использование конструирования позволит наиболее эффективно развивать творческий потенциал у дошкольников в музыкально – эстетическом развитии, способствовало формированию у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме, повысит интерес к музыкальным занятиям и будет способствовать к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.
Среди множества разнообразия конструкторов, пользующихся популярностью среди детей, хотим выделить «Лего» конструктор.
При использовании «Лего» конструктора, хотим отметить следующие положительные моменты:
1. В силу своей универсальности «Лего» конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.
2. Разнообразие деталей конструктора, их цветовой гаммы способствует проявлению детского творчества и раскрывает творческий потенциал личности каждого дошкольника.
3. Внедрение в образовательный процесс «Лего» конструктора коснулось многих образовательных сфер. «Лего» – уникальный инструмент для импровизации в любых проявлениях. А где, как не в музыкальном творчестве, самое место импровизации?
4. Развивается память, внимание, образное мышление.
5. После создания конструкции ребенок может презентовать свою работу: рассказать, что построил, какие детали «Лего» конструктора использовал и почему.
6. Конструктором можно играть не только за столом, но и на полу. Так можно избежать статичной позы детей во время музыкальных занятий.
7. «Лего» конструктор пользуется популярностью у детей.
Исходя из всех перечисленных преимущественных сторон, мы решили, почему бы не начать использовать «Лего» конструирование на музыкальных занятиях в ДОУ и разнообразить процесс обучения наших воспитанников.
Одним из направлений непосредственно музыкально - образовательной деятельности, где можно использовать «Лего» конструирование это слушание и анализ музыки.
В современной работе музыкального руководителя существуют некоторые сложностей. Одна из них – однообразие процесса изучения и погружения в музыку. Даже процессы слушания и музицирования окрашены однообразностью, монотонностью, а музыкально — теоретический аспект и вовсе становится камнем преткновения для воспитанников.
В работе с детьми дошкольного возраста эта проблема наиболее актуальна. Игра — это основной вид деятельности детей, но, как показывает практика, «играть, в музыку» в процессе обучения не получается. Наибольшую сложность представляет объяснение детям структуру музыкального произведения. Этот процесс является сложным даже для учащихся музыкальных школ и других образовательных учреждений дополнительного образования, а нашим дошколятам тем более. Поэтому то, в работе музыкального руководителя детского сада существует проблема обучения детей анализу строения музыкального произведения и его понимания.
Мы пробуем решить эту проблему с помощью «Лего» – используя метод наглядности, не в традиционном виде, а в виде конструирования музыки, используя его разнообразие для глубокого анализа музыкального произведения, что делает этот процесс для детей понятным и увлекательным.
Использование «Лего» конструирование для изучения характера музыки.
Можно показать детям один способ визуализации на каждое музыкально – выразительное средство, а остальное они придумают сами. Например, штрихи можно показать разной высотой отдельно взятых деталей в стенах постройки. Лад – цветом постройки, динамику – размером и грандиозностью постройки.
Использование конструктора «Лего» для изучения простейших форм и простейших жанров музыки.
Жанр и музыкальную форму очень удобно показать с помощью количества этажей в постройке, или количеством объектов постройки. Один из необычных вариантов продемонстрировать жанр – создать «функциональную» постройку: танк или площадь для марша, зал и сцену для вальсов и т.д.
Главная задача использования «Лего» его в слушании музыки – научить ребенка понимать музыку. Рассказывать о характеристике музыкального образа. Начиная с самых первых упражнений ставим перед ребенком задачу – произнести причину, почему выбрана та или иная конструкция. С приобретенными навыками комбинируем задачи, но при изучении нового материала вновь оставляем один элемент.
Примерные игры для процесса изучения теории музыки с помощью конструктора «Лего».
Определение музыкального лада.
Прослушиваем мажорный отрывок музыкального произведения на пианино. Разговариваем с детьми о музыкальной окраске. Объясняем, что веселое настроение называется Мажорным. Повторяем все вместе слово Мажор.
Проигрываем эту же мелодию, но уже в минорном настроении. Объясняем воспитанникам, что мелодии стало печально, она хочет иметь свой домик. Предлагаем построить дом для песенки, чтобы она стала веселой.
Объясняем, что печальное настроение в музыке является Минорным. Строим домик для печальной музыки. Проигрываем с детьми и обсуждаем получившиеся постройки, можно объединить постройки, сделав город грустный и веселый.
Определение темпа музыкального произведения.
Обращаем внимание детей время, используя таймер. Проигрываем на фортепьяно музыкальную фразу медленно. Даем задание детям посчитать, сколько звуков в данной музыкальной фразе.
Даем такое задание с ускорением темпа. Предлагаем детей посчитать, сколько звуков они услышали. Определяем: больше кирпичей необходимо для постройки домика быстрой песенки, чем для постройки домика медленной песенки.
Проигрываем с детьми. Далее делим на группы. Одна группа строит домик для быстрой песенки, другая для медленной.
Тихо - Громко (определение динамики).
Прослушиваем с детьми два разных произведение, различной динамики (тихую, громкую)
Предлагаем детям подвигать руками под данные произведения. Смотрим с детьми, как изменились движения их рук, – при усилении громкости увеличились движений их рук. Делаем с детьми следующие выводы: – большой домик нужен для громкой музыки, а для тихой маленькой. Закрепляем в игре.
Музыкальные дорожки (определение строение мелодия)
Приготовить разные по контрасту пьесы: отрывистую, плавную, скачкообразную.
С помощью конструктора создаем музыкальную дорожку(в одну линию).
Смотрим на построенные музыкальные дорожки, говорим с детьми, какой характер мелодии, у каждой дорожки. Проигрываем еще раз, дети самостоятельно строят каждый свою дорожку, потом обсуждаем получившиеся постройки.
Определения ритмического рисунка.
Сначала в работе с детьми, знакомимся с длиной звука с помощью ритмической партитуры.
Придумываем с детьми постройку из конструктора «Лего», которая представляется как целая длительность - это длинная деталь конструктора, 2 детали – это половинная, 4 деталей четвертная. Объединяем штрихи и получившуюся постройку из деталей конструктора.
Определяем тембр музыкального произведения.
Прослушиваем отрывки из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и Волк» [2]
Тема « Волка» в низком регистре. Рассматриваем изображение волка. Обсуждаем с детьми, что волк крадется и охотиться – строим ему низкий дом, чтоб его не нашли в лесу охотники.
Тема «Пети» проигрывается в среднем регистре. Петя человек, ему нужен крепкий дом, повыше, чем у волка.
Прослушиваем тему «Птичка» в высоком регистре. Показываем руками высоко над головой, как летает птица ладошками под музыку. Предлагаем детям построить домик для птички высокий, чтобы её не поймал волк.
На основе своей работы, мы пришли к выводу, что использование Лего- конструирование благоприятно влияет на музыкальное развитие дошкольников. Образно – наглядный метод, достигаемый с помощью конструктора, позволяет детям понять музыкальную структуру произведения в игровой форме, доступно и просто.
Литература:
1. Зебряк Т.А. «Основы музыкальной грамоты и сольфеджио» Москва, издательский центр «КИФАРА» 2003 год.
2. Интернет ресурc: https://infourok.ru/modelirovanie_elementov_muzykalnogo_yazyka_s_pomoschyu_konstruktora_lego-510449.htm
3. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей» Часть 2 . Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997 год, [2, стр. 375]
4. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» издательство «Концептуал». Серия: Образование, воспитание , 2019год. [1, стр. 25]
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат