ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КАК ИНСТРУМЕНТ ПОИСКА НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
(из опыта работы)
Самко О.В.,
преподаватель ГБПОУ РО
«Шахтинский медицинский колледж им. Г.В. Кузнецовой»,
г. Шахты, Ростовская обл.
Важнейшей задачей преподавателя при реализации ФГОС СПО нового поколения является подготовка квалифицированных, конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда.
Конкурентоспособный специалист - специалист, способный достигать поставленных целей в разных, быстроменяющихся образовательных ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач.
ФГОС СПО нового поколения указывают на необходимость реформирования всех систем образования с тем, чтобы обучающиеся действительно стали центральными фигурами учебного процесса, т.е. должен быть организован процесс познания, а не преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении. Это веление времени, так как современное общество стало в большей степени заинтересовано в том, чтобы выпускаемые специалисты были способны активно действовать, самостоятельно принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Следовательно, современное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед профессиональной школой задачу подготовки выпускников, способных:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Научить всему невозможно, вложить в головы студентов важнейшие достижения различных наук – очень тяжелый труд. Куда важнее дать «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем – «Чему учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности обучающихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций.
Для формирования общих и профессиональных компетенций в своей деятельности я применяю деятельностные педагогические технологии:
• обучение в сотрудничестве,
• симуляционная технология,
• информационные технологии,
• технологии погружения в практическую деятельность.
Обучение в сотрудничестве применяется с целью обучения студента работать в команде и всегда быть готовым прийти друг другу на помощь. Учебная группа разбивается на малые по 2-3 человека. Принципы работы в группе: индивидуальная ответственность каждого студента за решение задания данного группе, где каждый студент имеет равные возможности в достижении успеха. В ходе решения задания происходит обмен результатами с другими подгруппами и вырабатывается общее решение. В ходе совместной работы достигается усвоение всего материала. Также организуется самостоятельная познавательная деятельность студентов. В ходе работы осуществляется наблюдение за активностью студентов и контроль успешности выполнения задания. В заключении вырабатывается один вариант решения, подводятся итоги, объявляются результаты, отмечается уровень активности каждого студента.
При групповой работе от успеха одного ее члена зависит успех всей группы, и каждый не сможет не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи своих товарищей. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов студентов, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Каждое занятие с применением групповой работы – ступенька в развитии творческого потенциала студента, его самопознания, самовоспитания и саморазвития.
Симуляционная технология сегодня является ведущей в создании условий для развития у студентов широкого спектра компетенций без риска нанесения вреда пациенту. Переход от знаний к умениям, а затем навыкам подразумевает обучение специалистов среднего медицинского звена с внедрением в обучающий процесс системы симуляции или моделирования определенных ситуаций.
Симуляция (видимость, притворство) в медицинском образовании – это технология обучения и оценки практических умений и навыков, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего используются биологические, механические, электронные, виртуальные модели.
Симуляционная технология позволяет отработать вмешательства в условиях приближённых к настоящим, путём многократного повторения и разбора ошибок. Одновременно совершенствуются умения работать с оборудованием и работа в команде.
В своей деятельности часто использую следующие уровни симуляционной технологии:
Визуальный
– знакомство студентов с алгоритмом выполнения манипуляции. На данном этапе отрабатывается последовательность действий выполнения манипуляции через изучение электронного пособия или просмотр видеофильма.
Тактильный
– воспроизведение и отработка практических манипуляций на фантоме, муляже, стандартизованном пациенте. В процессе выполнения манипуляции вырабатывается последовательность и координация движений, приобретается практический навык.
Реактивный
– воспроизведение простейших активных реакций фантома на типовые действия. Например, аускультация сердца, непрямой массаж сердца.
Преимущества симуляционного практического обучения:
в
ходе освоения практического умения не рискует ни пациент, ни студент
;
н
еограниченное число повторов и длительность отработки сестринских вмешательств
;
м
еньше стресс при первых реальных вмешательствах
;
с
имулятор может сам вести студента по программе тренинга
;
в
озможность объективной оценки уровня практической подготовки студента.
Однако, следует отметить, что симуляционное обучение не даёт возможности приобрести опыт общения с реальным пациентом, что возможно осуществить в условиях в лечебно-профилактического учреждения.
Информационные технологии
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашу жизнь наложили определенный отпечаток на развитие личности современного студента. Компьютеризация образовательного процесса открывает новые пути в развитии мышления, предоставляя новые возможности для активного обучения, развития и воспитания обучающихся. С помощью компьютера проведение занятия, а также всевозможных групповых и общеколледжных мероприятий становится более эффективным, а огромный поток информации – легкодоступным. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения и воспитания.
Для повышения наглядности изучаемого материала и проверки качества знаний применяю компьютерные презентации занятий или их фрагментов, содержащими набор слайдов с текстом, таблицами, схемами, рисунками, фотографиями, видео, что делает занятие более эффектным и позволяет повысить уровень восприятия материала, сконцентрировать внимание на важных его моментах.
Мною созданы мультимедийные пособия, содержащие видеосюжеты по выполнению вмешательств, алгоритмов манипуляций, где представлены все этапы их выполнения в логической последовательности с элементами безопасности на рабочем месте. Также имеются тестовые контролирующие задания, позволяющие быстро установить обратную связь со студентами, внести коррективы в их знания, стимулировать подготовку к каждому занятию. Одновременно это позволяет экономить время, снижает уровень эмоционального напряжения при контроле знаний.
Технология погружения в профессиональную деятельность необходима для подготовки профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи, видеть, формулировать проблемы, самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную и профессиональную деятельность. Ориентация при применении технологии направлена на формирование системы профессиональных практических умений, развитие клинического мышления, мыслительной активности. Примером применения этой технологии служит организация производственной практики по профессиональным модулям, в частности ПМ.06 Организационно-аналитическая деятельность.
Практика проводится после окончания изучения профессионального модуля в лечебно-профилактических учреждениях, утверждённых в качестве баз практики.
Содержание программ практики, рассчитано на комплексное применение полученных студентом знаний.
Использование системного подхода к организации ухода за пациентом позволяет студентам осознанно выполнять необходимые манипуляции, обеспечивает умения общения и эффективную подготовку к профессиональной деятельности. При прохождении практики студент знакомится с правилами техники безопасности на рабочем месте, соблюдает их, обеспечивает инфекционную безопасность персонала и пациента, знакомится со структурой каждого функционального подразделения лечебного учреждения, содержанием деятельности медицинского персонала.
Руководство практикой в лечебно-профилактических учреждениях возлагается на опытных медицинских работников: главную медицинскую сестру, старших, постовых и процедурных. По окончании практики проводится аттестация в форме дифференцированного зачета.
Таким образом, особенность современного занятия состоит в развития
творческого потенциала личности каждого студента, стимулировании свободы выбора содержания и темпа обучения, создании комфортных условий для каждого, партнерских отношений между субъектами образовательного процесса, комплексного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Литература
Образовательно-инновационные технологии: теория и практи
ка. Под
общ. ред. О.И. Кирикова; Рец.: С.А. Баляева и др.; Ю.А. Афонькина и др. Воронеж: ВГПУ, 2016
Современные обр
азовательные технологии.
Колл
.
авт.; под ред.
академика РАО Н.В.
Бордовской
.
М.: КНОРУС, 201
5
Современные педагогические и информационные тех
нологии в системе образования.
Полат
Е.С.,
М.: Академия, 201
6
Муравьев К.А.,
Ходжаян
А.Б., Рой С.В.
Симуляционное
обучение в медицинском образовании – переломный момент // Фундаментальные исследования. – 2015.
Журнал Виртуальные технологии в медицине, №2, 201
6
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат