Проектная деятельность, как форма развития творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира
Аннотация. В статье рассматривается формирование положительного отношения младших школьников к творческой деятельности через проектно-учебную деятельность на уроках «Окружающего мира». Автором представлены методы формирования познавательного интереса к окружающему миру через участие в учебном проекте.
Ключевые слова: обучающиеся, начальная школа, проект, исследовательская деятельность, урок, предмет «Окружающий мир».
На сегодняшний день остро стоит вопрос о развитии творческих способностей обучающихся в процессе обучения, что обусловлено тенденциями времени, то есть спросом на высокопрофессиональных, креативно мыслящих специалистов, умеющих не только мылить, но и правильно принимать решения в определённых ситуациях. Так, одной из главных задач современного образовательного учреждения стало раскрытие способностей детей, воспитание достойного гражданина Отечества, который будет способен жить и развиваться в высокотехнологичном, конкурентном мире. Именно школа способна научить и воспитать таких людей.
Так, Стандарты начального общего образования регламентируют требования, которые связаны с формированием творческой культуры личности, которая непосредственно связана с формированием познавательных интересов детей. Работы творческого характера повышают «умственный аппетит». Как сказал В.А. Сухомлинский: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!» [1] и «Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет» [1]. Одним из таких творческих видов деятельности обучающихся, согласно стандартам образования является метод проектов.
Начальным этапом вхождения в проектную деятельность становится ступень начального образования. Обучающиеся в таком возрасте участвуют в самой разной проектной работе. Для них учебный проект является возможностью раскрыться, реализовать свой творческий потенциал.
По мнению учителей-практиков: «это работа, которая позволяет попробовать свои силы, приложить свои знания, проявить себя индивидуально или в группе, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность направлена на решение проблемы, сформулированной самим учащимся, интересной и значимой для ученика» [2]. Такая деятельность в рамках современного образовательно процесса стала способом актуализации творческого потенциала личности, способствующая развитию обучающегося, повышению качества учебного процесса, инновационности, конструктивности. Данное направление способствует познавательной и практической деятельности, самостоятельности и ответственности, как условием самореализации и самосовершенствования.
Так, метод проектов рассматривается многими педагогами в системе современного школьного образования, такими как: В.В. Гузеева, Ю.В. Громыко, М.Б. Павлова, Е.С. Полат, и др.
В аспекте современной дидактики, данный метод — способ организации процесса познания, который ориентирован на формирование умений «самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи» [3]. Однако метод проектов помимо творческого стимулирования способствует развитию познавательных интересов, а также и формированию личностных качеств.
Рассматривая проектную деятельность, следует обратить внимание на то что это помимо реализации творческого потенциала и познание мира для каждого младшего школьника, что возможно реализовать в полной мере именно на уроках «Окружающего мира». В программе данного предмета предполагается выполнение учебных проектов, через которые обучающиеся начальной школы познают окружающий мир, явления природы. В данном контексте особенно важна роль учителя, которому необходимо реализовать все компоненты системно-деятельностного подхода.
«Методический аппарат учебника «Окружающий мир» содержит систему творческих заданий, выполнение которых обеспечивает усвоение предметных знаний, умственных приемов и умений на основе организации практической деятельности учащихся, а также организацию совместной проектной деятельности учащихся при участии родителей и педагога» [3]. В каждом классе тематика проектов по «Окружающему миру» меняется. Например, во 2 классе темы проектов предполагают анализ и сопоставление (темы - «Родной город», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии», «Родословная», «Страны мира»). А в 3-ем классе дети познают мир через исследовательские проекты, которые предполагают воспитательную направленность и компилятивную работу («Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»). [4].
Последняя ступень начальной школы предлагает выполнение двух долгосрочных проектов, по полугодиям. Дети сами выбирают темы своих работ, например: «Заповедники и национальные парки России», «Всемирное наследие природы» и другие [4]. Данная деятельность на уроках окружающего мира способствует выходу за рамки предметной области. Она помогает увидеть различные виды связей дисциплин, что в целом выступает эффективным средством развития познавательного интереса учащихся начальной школы [5].
Таким образом, проектная деятельность в начальной школе на уроках окружающего мира является формирующим фактором повышения познавательного интереса младших школьников, основных компетенций, расширению кругозора и самостоятельному познанию мира.
Литература
1. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека: (этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / В. А. Сухомлинский ; сост. О. В. Сухомлинская. Москва : Педагогика, 1990. 288 с.
2. Скулова В.Н. Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников // Интернет портал «Продлёнка» https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/176419-proektnaja-dejatelnost-kak-sredstvo-razvitija (дата обращения 20.04.2022).
3. Яцкова, О. Ю. Проблема развития творческих способностей детей в педагогике XX века / О. Ю. Яцкова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1683/ (дата обращения: 20.04.2022).
4. Марченко А. А. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Педагогика и психология образования. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-uslovie-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 20.04.2022).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат