Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе
Тема: «Где растения любят жить?»
Воспитатель: Сорокина О.В.
МБДОУ д/с № 101
г.Таганрог, Ростовская обл.
Цель: углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах - в пустынях, лесах, океанах, горах, тундрах, способствовать установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.
Задачи:
- развивать у детей интерес к растительному миру;
- закрепить знания детей о различных формах растений (дерево, куст, травянистое растение);
- развиваем логическое мышление- умение сравнивать объекты;
- развиваем связную речь - умение давать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос;
- воспитываем бережное отношение к растениям.
Материалы к занятию: изображение домового по имени Кузя, картинка подорожника и лопуха, энциклопедия
Ход занятия:
Приходит в гости Кузя.
- Ребята, посмотрите, какой огромный лист подорожника я нашел!
- Молодец,Кузя! А я тоже сорвала сегодня лист подорожника, ранку на руке лечила. Но только мой лист совсем не такой, как у тебя. Может, у тебя не подорожник, а лопух? Ребята, давайте сравним два листа.
(Дети иКузя сравнивают, находят сходства, доказывают, что это подорожники).
- А чем же отличается мой лист подорожника от листа Кузя? (У Кузи большой, а у воспитателя маленький.)
- Кузя, а где ты нашел такой большой лист?
- Там, на солнечной полянке, около ручейка.
- А я нашла свой листок на участке детского сада около забора, под деревьями.
- Что же повлияло на растения, что они такие разные? (Ответы детей).
(Приходят к общему мнению, что в разных условиях растения растут по-разному, то есть они приспосабливаются к тому месту, где выросли.)
- Давайте разберемся, почему один подорожник маленький, а другой большой. Что необходимо для роста растений? (Солнце, вода, земля.)
- Если вырос большой подорожник, значит, он постоянно рос на солнце, было достаточно воды, и земля была богата удобрениями.
- Кузя, а как ты думаешь, на нашей земле везде одинаковые растения растут?
- Конечно, вся земля такая же черная, как у нас в детском саду на участке, такие же березы растут, липы, рябины, одуванчики и подорожники. Правда, ребята? (Нет.)
- Ты еще не видел энциклопедию, Кузя, поэтому и споришь с ребятами. Садитесь все поудобнее, мы Кузя нашу Землю будем показывать. (Рассматривают энциклопедию.)
- На нашей Земле есть и пустыни, и джунгли, и степи, и тайга, и вечные снега. И везде растут растения. Растения такие разные, потому что сумели приспособиться к условиям окружающей среды.
- Как ты думаешь, Кузя, есть ли у кактуса листья?
- Чепуха вопросик! Я знаю на него ответ. Конечно же, нет листьев, это все видят, никаких листьев у кактуса нет.
- А вы, ребята, как думаете? (Мнения разделяются.)
- Да, ребята, листья у кактусов так видоизменились, что их стало не узнать. Они превратились в колючки. А почему? Потому что кактусы растут в пустынях, где редко идут дожди и жарко печет солнце. Листья превратились в иголки, чтобы удерживать воду в растениях; ведь сам кактус внутри влажный.
А у верблюжьей колючки тоже листья мелкие, а корни такие длинные, уходят глубоко под землю - ищут влагу. Посмотрите, ребята, как растения пустыни приспособились к условиям (жаре, ветрам).
(Воспитатель показывает энциклопедию.)
- Растения могут в жару засыпать, а когда идет дождь - оживают и расцветают. Как вы думаете, а у нас в России могут жить кактусы? (Могут, только в плошке на подоконнике. На улице кактусы погибнут от холода и мороза.)
Воспитатель с детьми рассматривают энциклопедию дальше.
- Посмотрите, ребята! Вот здесь - влажный тропический лес, джунгли. Кто знает, в каких странах есть джунгли? (Бразилия, Индия и др.)
- Чем отличаются растения джунглей от растений пустыни? (Растения джунглей отличаются большими размерами, огромными листьями, толстыми стеблями, яркой зеленой окраской; растений очень много, бурное цветение и т. д.)
- Правильно, ребята! В тропиках очень благоприятные условия для роста растений - тепло и влажно. Джунгли называют царством растений. В Амазонских джунглях так много растений, что это место (воспитатель показывает на карте) называют легкими планеты, так как растения очищают воздух. - Для чего растения опутывают стволы? (Тянутся к свету, питаются соком соседних растений и т. д.)
Кузя рассматривает карту, показывает на Антарктиду.)
- Посмотрите, а здесь нет растений. Все белое, здесь только снег.
- Правильно, Кузя! В Антарктиде, действительно, вечные снега. Но и в Антарктиде живут растения. Удивительно, растения спят 9 месяцев. Но только пригреет солнце, чуть растает снег, и сразу же в этих местах появляются чудесные растения. Жизнь у таких растений короткая; за три месяца они успевают вырасти и даже зацвести, порадовать Землю своей красотой.
- Как только наступают холода, растения высыхают, сбрасывают листья, останавливается их рост. Кажется, растения погибли, стали безжизненными. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу служит им снежное покрывало, под ним тепло и уютно. Лишь пригреет солнце, и растения вновь оживают, зеленеют и радуются жизни.
- Как здорово, - говорит Кузя, - что растения умеют приспосабливаться везде и всюду и в любых условиях. Им не страшны ни жара, ни холод, ни песок, ни вода. Куда ни пойдешь - везде растения: в пустыне, в море, в реке, в горах, в снегу... Давайте еще посмотрим энциклопедию.
(Рассматриваем энциклопедию)
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат