Что такое процент? Как объяснить ученику проценты?
Федотова Ольга Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №6»
г. Старый Оскол
Чтобы ребёнок лучше понял, что такое процент, нужно чаще употреблять это слово в обычной жизни. Например, возьмём целую пиццу. Целая пицца – это 100%. А нам необходимо отрезать 50% от пиццы. Нужно разделить всю пиццу на 100 частей и взять 50 частей или половину пиццы. Абсолютно любую ситуацию надо так рассматривать. Например, что такое 100% пассажиров купили билеты в автобусе? Это означает, что все пассажиры, которые там находятся, купили билеты для поездки в автобусе. Например, если посмотреть на заряд телефона, а там написано, что осталось 30% заряда. Ребёнок должен понимать, что полный заряд – это 100%. Значит, мы израсходовали 70% заряда телефона. Ребёнок должен чётко понимать, что все проценты собранные вместе, должны составить сто процентов.
Очень часто с процентами мы встречаемся в магазинах, когда на ценниках пишут скидку. Познакомьте ребёнка с ней и расскажите, что это значит. Это значит, что исходную цену нужно разделить на сто и умножить на то количество процентов, которые указаны в скидке, получим, насколько снизилась стоимость товара.
Самый простой способ решения задач на проценты – это составление пропорций. Как только ученик видит значок процента, то он должен понимать, что для решения задания нужно составить пропорцию. Пропорция всегда состоит из двух строчек. На первом месте, какие бы числа не были указаны, мы ставим 100%. Потом смотрим, какое число в задаче стоит со значком процента и это число записываем под 100%. Половину пропорции мы уже составили:
100 % –
А % –
Рассмотрим задачу. Найти 30% от 60.
Составляем пропорцию: на первом месте ставим 100 %. Под 100% ставим то значение, которое стоит в задаче с процентами. Это число 30%. Половина пропорции составлено.
100% –
30% –
Самое важное в пропорции – это понять, что же у нас составляет 100%, то есть целое. В нашей задаче это число 60, потому что от 60 нужно найти 30%, а не 60 – это 30%. Ставим 60 напротив 100%, а неизвестное Х напротив 30%.
100% – 60
30% – Х
После того как пропорция составлена, необходимо начертить крест. Соединить числа по диагонали.
100% – 60
30% – Х
Смотрим, какие числа соединились. В нашем случае – это 30 и 60, 100 и Х. Дальше перемножаем пару чисел, которые известны: 30 • 60 и делим на то число, которое осталось с неизвестным (Х). 30 • 60 : 100 = 18. Сначала всегда считаем умножение, а потом деление. Так решаются все пропорции. Ответ нашей задачи 18.
Другая задача. 25% составляет 45. Найти целое число.
Составляем пропорцию: на первом месте ставим 100 %. Под 100% ставим то значение, которое стоит в задаче с процентами. Это число 25%. Половина пропорции составлено.
100% –
25% –
Чтобы пропорцию закончить нужно решить куда поставить число 45. Внимательно читаем задачу: 25% составляет 45 и нужно найти целое число. Значит, 45 ставим к 25%, а целое число нам неизвестно (Х).
100% – Х
25% – 45
А дальше решаем пропорцию. Действуем по схеме: сначала делаем умножение тех чисел , которые оказались в паре, потом делим на то число, которое осталось.
100 • 45 : 25 = 180
Ответ: Целое число 180
Есть задачи где нет значка %, а есть только слово процент. Например, такая задача.
В классе 20 учеников, 12 из них занимаются на 4 и 5. Сколько это процентов?
Составляем пропорцию. 100% ставим в первую очередь, а сколько процентов – неизвестно.
100% –
Х% –
Напротив 100% поставим число 20, так как в классе всего 20 учеников и это 100%. Число 12 поставим напротив Х%.
100% – 20
Х% – 12
Решаем пропорцию. 100 • 12 : 20 = 60%. Ответ: 12 учеников – это 60%.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат