Сенсорное развитие детей дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией- это взаимодействие всех органов чувств, что является главной составляющей полноценного развития ребенка.
Известно, что успешность умственного, физического воспитания, овладение речью в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг.
В связи с этим одна из основных задач детской деятельности – развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы осуществлялось самопознание, и появилась мотивация к речи.
У детей с задержкой психического развития отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации. Одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы.
Примеры адаптированных игр для детей дошкольного возраста с ОВЗ:
Игра «Спрячь мышку»Цель: Продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой( приложение, наложение); упражнять в выделении заданного цвета и правильно называть эти цвета.
Оборудование: Плоскостные домики-норки красного, синего, желтого цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники – «двери» аналогичных цветов
Ход игры: Детям раздаются домики с изображением мышки, у педагога
«двери» разных цветов вперемешку. Педагог просит детей спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать «дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти.
«Цветное ассорти» (цветные коробочки с различными мелкими наполнителями-камушки, счетные палочки, игрушки от киндеров и т.д.)Сортировка по цвету, сортировка по заданию (изменение цвета и ориентация в пространстве)
Цель: Развитие зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимание, памяти, пространственной ориентировке. Способствует развитию цветового восприятия, тренирует мелкую моторику обеих рук.
«Рисуем ритм» музыкально-ритмическое рисование с нейроподходом (лист бумаги, фломастеры)
Цель: развитие межполушарных связей головного мозга, развитие чувства ритма, способствует развитию зрительного восприятия, произвольного внимания, усидчивости, мелкой моторики и координации движений рук.
Ритмическая игра «Веселый пирожок» (с сенсорными мешочками)Цель: Тип игровой деятельности, которая стимулирует чувства детей. При разучивании песенки или стихотворения мешочек, или какой-то другой предмет перекладывать из рук в руку, оттопывать, отхлопывать ритм, то тем самым подключается еще и моторная память. А также присутствует ритмическая деятельность. Данная игра развивает зрительно-тактильное, сенсорное восприятие, воображение, память и речь.
Игра «Жонглёр» (стоя на балансире, подкидывать по десять раз мячик или мешочек вверх, сначала правой, затем левой рукой).
Цель:Развитие межполушарного взаимодействия, совершенствование координации, развитие зрительно-пространственных представлений.
«Прихлопни муху» (отбивать рукой или ракеткой мячик, подвешенный к потолку на резинке).
Цель: Совершенствование координации, развитие зрительно-пространственных представлений, развитие внимания, памяти и концентрации.
Усложнение игры: у игрока ракетки разного цвета, в правой – зеленая, в левой – красная, необходимо отбивать мяч ракеткой того цвета, который назовут.
Игра «Какого цвета»?Цель: Формировать умение различать и называть цвета (красный, синий, жёлтый и зелёный, развивать у детей координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость.
Ход игры: Высыпаем крышки из ведёрок и перемешиваем. Потом предлагаем детям вспомнить цвета: задаём вопросы, например, «Что бывает зелёного цвета? » или «Какого цвета трава? ». Затем предлагаем детям найти крышки зелёного цвета и вставить их в отверстие ведёрка, на крышке которого изображена трава. И так далее. Потом игру усложняем: предлагаем детям рассортировать крышки по ведёркам. По окончании игры внимательно рассматриваем содержимое ведёрок: нет ли в них крышек другого цвета. Если есть, то выясняем какого цвета крышка и помещаем её в нужное ведёрко. Чтобы восприятие цвета у детей не ассоциировалось только с одним предметом, картинки на крышках ведёрок со временем необходимо менять. Это делается так же для активизации интереса детей к игре.
Игра «Найди цветок для бабочки»Цель: Учить различать цвета; обогащать речь словосочетаниями : «одинакового цвета»,» «такого же цвета».
Оборудование: Четыре цветка, выполненных из картона (красный, синий, желтый ); четыре плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как цветы
Ход игры: Предложить детям помочь бабочкам найти свои цветы- посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их не видно было и никто не смог их поймать. В конце игры дети называют цвет бабочек и цветков.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат