Включение героев русских народных сказок
в праздники и развлечения.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одно из основных направлений ФГОС ДО.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, у них происходит становление личности и формирование патриотических чувств, таких как любовь к близким, родному краю и Родине.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят перед собой малыши, чему они изумляются и что вызывает отклик в их душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, но играют большую роль в становлении личности дошкольников-патриотов.
Так как патриотические чувства закладываются в детях с раннего возраста, то они с самого рождения привыкают к окружающей среде, природе родного края, культуре своей страны, быту своего народа.
Народная мудрость, воспитывающая в детях гордость за свой народ, заключена в интересном выразительном слове – сказках. Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей у дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как наблюдается тенденция к снижению интереса к традициям русского народа, его обычаям.
Сказка – это духовное богатство культуры, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Дети как никто иной проявляют тягу ко всему сказочному.
Русские народные сказки формируют у воспитанников нравственные представления о нормах социальных отношений и поведении, стремление подражать положительным героям. Они учат различать добро и зло, трудолюбие и лень, простоту и хитрость и т.п.
Во многих сказках внимание детей привлекается к красоте природы, к внешнему виду животных и птиц. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Важно, чтобы дошкольники не просто слушали ту или иную сказку, но и осознавали её идею, вдумывались в подробности происходящего.
Очень трудно перечислить все, чему учат сказки. Их вклад в воспитание личности детей трудно переоценить, он просто огромен.
Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становятся девицы-красавицы, а для мальчиков – добрые молодцы, любящие свою Родину. Такие персонажи для дошкольников являются далекой перспективой, к которой они будут стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев.
В детском саду после чтения или рассказывания сказок педагоги всегда беседуют с детьми, чтобы выяснить их эмоциональное отношение к героям, поступкам, раскрыть их чувства. По прочитанным сказкам с дошкольниками организовываются инсценировки, где дети изображают каких-то сказочных героев, постигают мотивы действия персонажей и впитывают способы поведения.
В дошкольном возрасте, воспринимая сказку, дети, с одной стороны, ассоциируют себя со сказочным героем, и это позволяет им ощутить и осознать, что не у них одних есть такие трудности и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов дошкольникам предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка детских способностей и веры в себя. При этом малыши отождествляют себя, конечно же, с положительным героем.
Русская народная сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей ребенка, она помогает ему взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию. Герои сказки всегда имеют четкую моральную ориентацию. Здесь нет места полутонам. Добрый или злой, хороший или плохой. В стороне остаться невозможно. При этом положительный герой русской народной сказки всегда находится в более выгодной, интересной, привлекательной позиции, поэтому чаще ребенок отождествляет себя именно с ним. Положительный герой притягивает ребенка на свою сторону — сторону добра, тем самым прививая ребенку тягу к добру, к воспитанию у себя положительных качеств.
Нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью русских народных сказок, в том числе о животных.
Например:
сказка
«Волк и семеро козлят»
как добрые и миролюбивые побеждают; сказка
«Кот, петух и лиса»
, "
Заюшкина
избушка" зло наказуемо;
сказка
«Репка»
учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;
сказка
«Маша и медведь»
предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;
сказки
«Теремок»
,
«Зимовье зверей»
учат дружить, победить зло;
сказки
«Гуси — лебеди»
, "Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
«Снегурочка»
,
«
Терешечка
»
наказ слушаться родителей, старших;
сказка
«У страха глаза велики»
высмеиваются страх и трусость;
сказки
«Лиса и журавль»
,
«Лисичка — сестричка и серый волк»
и
тд
. — хитрость;
сказки
«
Хаврошечка
»
,
«Мороз Иванович»
,
«Царевна — лягушка»
трудолюбие всегда вознаграждается;
сказки
«Мужик и медведь»
,
«Как мужик гусей делил»
— мудрость восхваляется;
сказка
«Бобовое зернышко»
поощряется забота о
ближнем
.
Таким образом, можно сделать вывод, что невозможно воспитывать на сказках бессистемно, от случая к случаю. Необходимо найти педагогическую сущность русских народных сказок, их воспитательные возможности.
Список литературы
Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ/ Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова, Волгоград, 2007.-208с.
Алешина
, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников/ Н.В. Алешина, – М.,2008.-205с.
Маханева
, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М.Д.
Маханева
, – М., 2010.–90с.
Петрова, И.В. Нравственное воспитание в детском саду/И.В. Петрова,
Т.Д.Стульник
, М.,2008.-80с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат