Шамшура Галина Ивановна
МБДОУ ДСКВ №4 ст-цы Должанской МО Ейский район
Образовательная деятельность в форме игровых ситуаций опытно-экспериментальная деятельность для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Мыльные пузыри»
Образовательные задачи:
- Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;
-Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей знания о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри; при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат; если в воду добавить краситель, то она окрасится;
-учить самостоятельно проводить «исследование», размышлять, анализировать, обобщать результаты опытов;
Развивающие задачи:
-развивать речь, память, активизировать словарь: аромат, пузырьки, прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое) мыло; мыло пенится, скользит, несъедобное.
Воспитательные задачи:
-воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: Красивая коробка, кусочки мыла с различными ароматами, коктельные трубочки, таз, стаканы, тарелки, краситель (гуашь или пищевой краситель, белые листы бумаги, салфетки.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методические приемы:
Игровой – письмо от Пузырика, коробка. Словесный – вопросы, беседа. Наглядный – показ. Практический – проведение опыта, экспериментирование.
Предварительная работа: наблюдения за свойствами мыла в ходе проведения культурно – гигиенических процедур; чтение: К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. Л. Барто «Девочка чумазая», русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть».
Ход непрерывной образовательной деятельности: Организационный момент:
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся». Воспитатель обращает внимание детей на таинственное появление в группе красочной коробки (в коробке находятся кусочки мыла).
Воспитатель: ребята, откуда взялась коробка? Может, это вы ее принесли? Нет? Странно. А вот и письмо, давайте прочтем его. Это письмо и посылка от Пузырика.
Слушайте: «Жил – был мыльный пузырь, а звали его Пузырик. Он был очень красивый, но у него не было друзей. А без друзей хорошо жить? А почему? (Ответы детей)
Вот и Пузырику было скучно без друзей, поэтому он обратился сегодня к нам с просьбой помочь ему подружиться с другими мыльными пузырями. Пузырик прислал нам посылку. В этой коробке находятся волшебные кирпичики, из которых появляются пузырьки. Я их грел, тер и даже их кормил конфетами, но пузырьки так и не появились. Может вы, мне поможете? С уважением к вам, Пузырик».
Основная часть:
-Интересно, что же это за волшебные кирпичики? Вы это сможете узнать, если отгадаете загадку:
Ускользает как живое, но не выпущу его я, белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. Дети отвечают (мыло) Воспитатель: Проверим, правильно ли мы отгадали. Откроем и посмотрим, что в посылке.
– Действительно, ребята, здесь мыло. Как его здесь много, на всех хватит. Возьмите в руки по кусочку и скажите, для чего нужно мыло? (ответы детей)
– А разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой? (ответы детей)– Правильно, мыло отмывает всю грязь.
- Ребята, скажите, а какое мыло вы держите в руках? Пощупайте его, понюхайте (ответы детей). Как оно пахнет, приятно или нет? Что напоминает вам запах мыла? Погладьте мыло ладошкой. Какое оно? (гладкое, шероховатое).- Да, это твердое мыло, оно может быть разного цвета, формы, запаха.
- Зачем люди делают разное мыло? (ответы детей)- Людям нравятся разные цвета и запахи. Воспитатель предлагает положить мыло на поднос.
В: Посмотрите, ребята, а в посылке ещё один сюрприз. Интересно, что это в бутылочке?
Достает бутылочку с жидким мылом, показывает детям, читает надпись на бутылочке «Жидкое мыло».
- Почему это мыло называется жидким? (ответы детей)- Правильно, потому что оно течёт.
В: Ребята, мы же совсем забыли про просьбу Пузырика. Поможем Пузырику найти друзей? А для того, чтоб ему помочь мы с вами отправимся в волшебную лабораторию, там все предметы волшебные.
В: Что необходимо для того, чтобы сделать пузыри? (Ответы детей).
Подойдите к столу и посмотрите, что вам пригодиться. (На столе необходимое оборудование).
В: Что необходимо помнить при работе с мылом?
Дети: Не трогать глаза, рот.
Дети занимают рабочие места, воспитатель обращает внимание на воду.
В: Какая вода?
Дети: Прозрачная, без запаха. Дети опускают кусочек мыла в воду, растворяют его.
В: Что произошло с водой?
Дети: Стала мутная, непрозрачная, пенится, есть запах мыла.
В: Ребята, мы растворили мыло, а пузырьков нет! А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получились пузыри? (Выдуть воздух в воду через трубочки). Возьмите трубочки и покажите, как вы будете дуть. Подули на ладошку. Чувствуете холодный воздух? А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Пить эту воду нельзя. Почему?
Дети: Потому что мыло несъедобное.
В: Вот и пузырики появились! Какие они у вас получились?
Дети: Большие, маленькие, переливаются на свету.
В: Что произойдет с пузырями, если к ним прикоснуться? (Лопнут).
В: А если подуть? (Они полетят, они легкие).
В: Как вы думаете, внутри пузырей что-то есть? (Воздух, мы их надуваем).
Вывод: любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
В: Вытирайте руки, ребята. Выходите на коврик, немного поиграем.
Подвижная игра «Надувайся пузырь». Дети берутся за руки и встают в круг. Дети повторяют за педагогом, не спеша отступают назад:
Надувайся, пузырь, раздувайся большой оставайся такой, да не лопайся!
Круг расширяется, пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь!» Все дети хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп!», сбегаются в маленький круг и снова берутся за руки. Игра повторяется 2-3 раза.
В: А как вы думаете, что нужно сделать, чтоб пузыри получились цветными? (Ответы детей) Правильно, нужно добавить краситель в воду с пузырями и еще раз подуть в трубочку, пузыри станут цветными.
Дети добавляют гуашь разных цветов (по выбору) в воду, и ещё раз дуют в трубочки. Выдуваем пузыри вот такие – посмотри!
Все они воздушные и очень непослушные!
Как здорово у вас получается!
Вывод: вода меняет цвет, если в неё добавить краситель или краску.
В: А вы знаете, что пузыри можно не только дуть, но и рисовать ими? Предлагаю вам сделать рисунок для Пузырика, нарисовать ему друзей. Берем стакан с понравившейся вам краской и дуем до тех пор, пока пена не начнет «убегать», затем аккуратно прикладываем лист, чтобы на нем остались разноцветные «следы». Теперь мы поднимаем наши листочки и смотрим, что у нас получился за рисунок.
Итог: В: Молодцы! Помогли Пузырику, да еще и какие картины нарисовали! Ребята, что вы узнали сегодня нового? (Мыло растворяется, пенится, образуются пузыри. Внутри пузырей находится воздух. Вода может менять цвет). Что вам больше всего понравилось? До свидания!!
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат