Подготовка детей с нарушениями зрения к обучению в школе.
Подготовить ребенка с нарушением зрения к школе – это значит сформировать физическую, умственную и личностную готовность к жизни и систематической учебной деятельности в школе. Рассмотрим каждую из них.Физическая готовность включает наличие нормального здоровья у детей и необходимых двигательных навыков, предусмотренных программой детского сада.Умственная готовность предполагает наличие определенных базовых знаний об окружающем мире и простейших закономерностях, происходящих в нем, способов умственных действий, обеспечивающих познавательную деятельность, а также свободное речевое общение, достаточный словарный запас, адекватное понимание слов, правильный грамматический строй речи.Личностная готовность подразделяется на мотивационную, волевую и эмоциональную. Мотивационная готовность – сформированность положительных мотивов и поведения, т. е. подчинение сиюминутных желаний требованиям школьной жизни. Волевая готовность – устойчивость внимания, умение преодолевать трудности, чувство ответственности. Эмоциональная готовность – умение работать сообща, доброжелательность, готовность уступить, помочь, самоограничение в интересах коллектива. Психологами отмечено, что уровень готовности детей с нарушениями зрения к школе значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей. Это связано с недостаточной сформированностью у них компенсаторных приспособлений. Изучение состояния физического развития детей с патологией зрения показывает, что они зачастую физически ослаблены, легко подвергаются простудным и инфекционным заболеваниям. Многие из них перенесли одну, а иногда и больше операций органа зрения. Содержательная сторона умственного развития детей с нарушением зрения, их вооруженность знаниями как основой будущей умственной деятельности в школе и процессуальная сторона, т. е. владение способами умственной деятельности, порой отстают от программных норм. Для успешного обучения в школе у ребенка с особыми образовательными потребностями необходимо развивать восприятие, произвольное внимание, словесно-логическое мышление, что позволит полноценно воспринимать и усваивать информацию. В процессе развития восприятия нужно знакомить ребёнка с эталонами цвета, формы, величины; ребенок должен вслушиваться в звуки, выделять их в речевом потоке, различать между собой, чтобы ошибки произношения не отражались на письме. Обратите внимание, может ли Ваш ребенок произносить слова сложные по слоговой структуре и слова со встречающимися противоположными по звучанию звуками (регулировщик, чистильщик, парикмахерская, универсам, коромысло, экскаваторщик, воротничок, аквариум и др.)
Дошкольники с нарушением зрения испытывают серьезные трудности в определении пространственного расположения предметов. У большинства из них имеются сложности в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности. В норме ребенок с нарушением зрения к шести годам должен уметь определять направление (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу), уметь выполнять инструкции, построенные на умении ориентироваться. Для этого малышу можно предложить, например: дотронуться левой рукой до правого уха, сделать два шага влево, поставить стул перед собой, нарисовать круг над квадратом, а между ними поставить «галочку», слева от круга нарисовать звездочку, а справа от квадрата - елочку и т.д. Ориентировка на листе бумаги (середина листа, верхний левый угол, правый нижний и т.д.) должна быть полностью усвоена ребенком. Недостатки зрительного восприятия, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) детей, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность. В занятиях с ребенком с нарушением зрения нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это пригодится в социально сложной атмосфере школы. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат