Психологическая готовность к обучению в школе в контексте нейропсихологического подхода
Краснопеева Е.Н., педагог-психолог
Пугачева О.В., учитель-дефектолог
Урывская Ж.М., учитель-логопед
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 5»
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
Россия, Красноярский край, г. Норильск
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность включает в себя следующие компоненты:
-интеллектуальная готовность;
-личностная (в том числе мотивационная);
-социально-психологическая готовность;
-готовность эмоционально-волевой сферы, развитие произвольности поведения.
Долгое время о готовности интеллекта ребенка к школе судили по количеству выявленных у него знаний, по словарному запасу, по конкретным умениям и навыкам. Но это — не единственное мерило интеллектуальной готовности к школе. Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, то есть — достаточно развитых психических процессов.
Рассмотрим как развиваются психические процессы:
Мышление
Переход от наглядно-образного к словесно-логическому, развивается теоретическое мышление (через научные понятия). Мышление опирается на зрительное восприятия.
Восприятие
От анализирующего восприятия к синтезирующему.
Необходимо специально обучать наблюдению!
Самый важный принцип обучения – наглядность обучения.
Воображение
Сензитивный период для развития творческого воображения, фантазии. Активное развитие воссоздающего воображения. Формируется произвольность воображения.
Память
Развитие способности к запоминанию и воспроизведению. Идет увеличение объёма памяти. Постепенный переход обучения с опорой на произвольную память. Важно контролировать не только результат, н и сам процесс запоминания.
Внимание
Чем выше уровень развития внимания, тем эффективнее обучение. В этом возрасте внимание еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Удержание в среднем 15-20 минут.
Следующий компонент психологической готовности к обучению в школе, это мотивационная готовность, которая включает в себя следующие мотивы:
Социальный мотив
получение высоких отметок (долг, ответственность).
Познавательные мотивы
встречаются редко в этом возрасте.
Мотив достижения
возникает если внимание со стороны взрослых приходится на успехи. В противовес: мотив избегания неудач!
Социально-психологическая готовность к школьному обучению включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.
Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Готовность эмоционально-волевой сферы, развитие произвольности поведения. Развитие произвольности — основа развития личности и основной критерий готовности к систематическому обучению! Если вовремя не обратить внимание на нарушениях в эмоциях, произвольной сфере, то это может привести к трудностям в обучение в школе. Ослабление чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка и нарушению социальных контактов.
Рассмотрим методические основы обучения детей 6-9 лет.
Дети лучше запоминают конкретные события, лица, предметы, факты (наглядно-образная память).
Постепенный переход от наглядных и ярких пособий к словесно-логической информации и инструкциям.
Совершенствование смысловой памяти (учим мнемотехникам, приемам осмысления и запоминания). Самые эффективные: деление на смысловые части, выделение главного, рисование образов, описание, воспроизведение, составление плана.
Нужно развивать навыки поддержания внимания, его переключения и распределения.
Необходимо вводить специальные игры и упражнения для развития пр
оизвольности внимания, на занятиях
чередовать умственную работу и игровые моменты, манипуляции с предметами.
В первом классе необходимо обучать следить за двумя-тремя объектами сразу (например, за положением своего тела и за темой урока, за положением руки на письме и за текстом упражнения).
Только к третьему классу ученик в состоянии следить и за тем, что он пишет и за тем, как он это делает (орфографический режим!)
Отлично помогают держать внимание загадки, проблемные вопросы, эксперименты.
Любые понятия эффективнее формировать через конкретные примеры, через личный опыт детей. Сначала конкретные случаи, потом общее правило.
Основные принципы профилактики школьных трудностей с точки зрения нейропсихологического подхода:
Причины
Школьные трудности
Ребенок не ползает, ограничен в передвижениях
Сложности в формировании понятия величин (длина, масса, время), трудности в ориентации на листе, трудности в решении задач
Ребенок ограничен в исследовании объектов окружающего мира
Не формируется познавательный интерес («не хочу учиться!»), трудности в изучении школьных предметов.
Ребенок мало двигается (не ходит сам, возят на коляске)
Сложности в решении задач на определение периметра, задач на движение, понимание причинно-следственных связей и логико-грамматических конструкций.
Ребенок не говорит, с ним не разговаривают, маленький словарный запас
Сложности в понимании текстов (литературных, учебных, математических формулировок), трудности в овладении письменной речью.
Раннее агрессивное обучение
Трудности в эмоционально-волевой сфере, отсутствие мотивации к обучению, невротические проявления.
Встает вопрос: «Когда же стоит начать готовить ребенка к школе и как это делать?» Ответ здесь не будет однозначным. Ведь мозг каждого ребенка зреет индивидуально, есть свои трудности, психофизиологические особенности, свой характер воспитания, окружения.
В любом случае, готовить ребенка к школе нужно. Но, это не означает, что в возрасте 3, 4, 5 лет мы начинаем учить читать, писать и считать. Это значит, что акцент делается на развитии главных составляющих этих процессов, начиная с двигательной сферы (сначала крупной, а затем мелкой моторики), развитии зрительного, зрительно-пространственного восприятия, различных видов памяти, сферы образов, представлений, фонематического слуха.
С учетом нейропсихологического подхода перед школой нужно развивать не только навыки письма и чтения, а по большей части базисные составляющие этих сложных видов деятельности. Тогда ребенок легко и без излишнего напряжения освоит письмо, чтение и счет и ему будет легче усваивать новые знания в школе.
Литература:
Глозман
Ж.М. Нейропсихология детского возраста.
Глозман
Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте.
Гуткина
Н.И. Психологическая готовность к школе.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат