Захарова Алла Васильевна
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №5» города Таганрога Ростовской области
Использование мнемотехнических приёмов при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов картинками, и он усвоит их на лету»
К.Д.Ушинский
В настоящее время очень актуальны проблемы развития речи детей дошкольного возраста, произвольного запоминания, так как школьное обучение предъявляет требования к детям, начиная с 1 класса начальной школы.И от того, какую подготовку прошёл ребёнок в дошкольном детстве, зависит его успешность в стенах школы.
В своей работе я ищу такие методы и приёмы при обучении детей, которые были не только легки, понятны, но и интересны ребятам.Одним из таких приёмов , я считаю, применение мнемотехники для запоминания стихотворений у детей старшего дошкольного возраста.
Что же такое мнемотехника и почему она важна для произвольного запоминания детьми стихотворений?
Мнемотехника-это совокупность методов и приёмов для запоминания информации, которые обеспечивают её эффективное сохранение и воспроизведение. Мнемотехника помогает развивать:
ассоциативное
мышление;
зрительную
память;
слуховую
память;
устойчивое
внимание;
воображение
.
Использование педагогом мнемотаблиц открывает для детей большие возможности: развитие связной речи, расширение лексико-грамматического строя речи и звукопроизношения ; развитие основных психических процессов-памяти, внимания,образного мышления,воображения и речи; перекодирование информации,т.е. преобразование абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.Кроме того, использование в работе с детьми мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц даёт возможность ребёнку запомнить легче стихотворение, чистоговорку,загадку, рассказ, сказку, а так же выстроить логическую цепочку событий и воспроизвести рассказ в правильной последовательности событий( начало- основная часть- конец),помогает детям составлять распространённые предложения и совершенствовать грамматический строй речи.
Основным наглядным пособием в мнемотехнике являются мнемотаблицы.
Мнемотаблица-это схема, состоящая из мнемоквадратов или мнемодорожек, в которой отражается определнная информация,представленная с помощью символов и знаков.
Суть мнемотаблицы заключается в следующем на каждое слово или словосочетание придумывается картинка или рисунок.Таким образом весь текст зарисовывается схематично.Ребёнок, глядя на мнемотаблицу, легко запоминает нужную информацию.
Мнемотаблицы в свою очередь состоят из мнемодорожек.
Мнемодорожка-это связанный между собой по смыслу ряд из 3-5 мнемоквадратов.Используя этот ряд , можно составить короткий связный рассказ.
Мнемодорожки состоят из мнемоквадратов.Мнемоквадрат-это карточка с изображением предмета, его признака или действия предмета.
При заучивании стихотворения с детьми старшего возраста можно выделить следующие этапы работы:
1.Выразительное чтение стихотворение взрослым.
2.Обсуждение с детьми содержания стихотворения, определение основной мысли.
3.Работа с непонятными словами, объяснение их значений в доступной для ребёнка форме.
4.Составление взрослым мнемотаблицы с помощью мнемоквадратов и мнемодорожек.
5.Выразительное чтение стихотворение взрослым с опорой на мнемотаблицу.
6.Чтение отдельно взятых строк стихотворения сначала взрослым, потом повторение этой же строчки ребёнком с опорой на мнемотаблицу.
7.Выразительное чтение стихотворения ребёнком с опорой на мнемотаблицу.
8.Выразительное чтение ребёнком стихотворения наизусть , без опоры на мнемотаблицу.
Методика работы по заучиванию стихотворений посредством мнемотаблиц следующая.
Сначала сообщить детям название стихотворения и его автора.Затем стихотворение, которое нужно выучить,разбить на блоки по две или четыре строки для облегчения запоминания.Нарисовать схематичные картинки( или подобрать готовые) на каждую строчку стихотворения.Можно сначала нарисовать мнемоквадраты, а потом выложить из них мнемодорожку.Если с детьми заполнять мнемотаблицу в электронном виде, то можно разбить вертикальные и горизонтальные столбцы в электронном виде и заполнять вместе с детьми.
Если по ходу чтения стихотворения ребёнок будет сам рисовать мнемоквадраты и выкладывать из них мнемодорожки,то результат запоминания стихотворения будет лучше.Чем проще будет нарисованное, тем проще его будет запомнить.Поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, достаточно будет простого и понятного ребёнку изображения.
После этого предложить ребёнку рассказать стихотворение, используя только ассоциативный ряд из рисунков.
На заключительном этапе ребёнок самостоятельно выразительно читает стихотворение без помощи мнемотаблицы.
Важно и использование цвета в мнемотаблицах.Он может быть различным, в более младшем возрасте- цветное изображение, так как мышление наглядно-образное, в более старшем возрасте , когда мышление словесно- логическое могут быть чёрно- белые изображения и рисунки мелом на доске.
Работа с применением мнемотехнических приёмов идёт в соответствии с принципами дидактики: от простого к сложному.Начинать работу рекомендую с простейших мнемоквадратов, затем переходить к простым мнемодорожкам из 3-4 мнемоквадратов.И только, когда дети хорошо научаться запоминать и воспроизводить текст на этапе мнемодорожек,можно использовать в работе мнемотаблицы.
Таким образом, использование данной технологии даёт, на мой взгляд, возможность обучать детей произвольному запоминанию стихотворений.Практика показывает, что при решении данной программной задачи, ребёнку легче запомнить ассоциативный ряд из простейших рисунков и выразительно читать стихотворение без опоры на наглядность.Эта методика даёт возможность для развития и укрепления произвольной памяти дошкольников, ассоциативного мышления.Кроме того,со временем дети становятся способными пересказывать и запоминать большие по объёму тексты.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат