«Игровые технологии как средство активизации и развития речи детей раннего возраста»
Любивая Варвара Вадимовна., воспитатель,
Панкова Марина Александровна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 38 «Малыш»
Современные дети живут в мощном потоке информации. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет.
В сентябре провела ряд наблюдений с целью выявления речевых отклонений.
10 детей
понимают обращенную к ним речь взрослого.
7
детей легко находят нужные предметы и выполняют элементарные поручения и инструкции.
5
детей активно пользуются речью, обращаясь ко взрослым и к сверстникам, используя простые слова и словосочетания.
4 ребёнка используют в речи предложения из 2 - 3 слов.
Также были обнаружены следующие проблемы:
8 детей не проявляют инициативу в общении со взрослым, не обращаются к нему с просьбой или высказыванием.
5 детей пользуются
лепетной
речью и упрощенными словами.
3 ребёнка заменяют речь мимикой и жестами.
Таким образом, сделала вывод, что у детей раннего возраста хорошо развита пассивная речь, они способны выполнять словесные инструкции взрослого, но наряду с этим имеют не достаточно развитую активную речь.
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Ее необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Работая с детьми раннего возраста, сталкнулась с проблемой, а именно: очень мало материала по речевому развитию детей от 2до 3 лет. Имеющийся материал частично устарел и потерял свою актуальность, а новые разработки разбросаны по методической литературе. Таким образом, я пришла к выводу, что нужно систематизировать работу по развитию речи детей раннего возраста.
Игровые технологии речевого развития дошкольников условно можно разделить на 5 групп:
1. игры на развитие артикуляционного аппарата
2. пальчиковые игры на развитие мелкой моторики
3. дидактические игры
4. подвижные и хороводные игры
5. игры-стихи
Игры на развитие артикуляционного аппарата— упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для подготовки речевого аппарата ребёнка раннего возраста к правильному произношению.
Мной была подобрана картотека артикуляционных игр для детей раннего возраста. Это такие игры: «Погудим», «Птички (бабочки), «Вертушка», «Вьюга воет», «Качели», «Орешки»; игры в стихах «Часики», «Лопатка», «Окошко», «Варенье», «Лошадка» и другие…
При выполнении артикуляционныхигр необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- игры выполняются перед завтраком или после еды спустя 1,5-2 часа. В течение дня повторяются 2-3 раза;
- игры-упражнения выполняются от 2-3 до 5-6 дней в неделю;
- при выполнении новых игр обязательно закрепляются предыдущие.
Использование этих игр позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к этим играм и поможет формированию правильного звукопроизношения у детей.
Пальчиковые игры необходимы детям с раннего возраста, как мощный стимул для развития речи, и один из вариантов радостного, теплого, эмоционального развития ребенка. Моторика - это вся сфера двигательных функций организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты.
По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга, развиваются память, внимание, а также расширения словарного запаса малыша.
Для лучшего воздействия пальчиковых игр, необходимо систематически использовать их. Для этого была создана картотека пальчиковых игр в соответствии и темами недели.
При проведении пальчиковых игр рекомендуется стихотворный текст читать наизусть, чтобы дети не только видели лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать.
В своей работе использую следующие пальчиковые игры: «Пальчики здороваются», «Ладушки- ладушки», «Обезьянки», «Бумажный мячик» и т.п.
По мнению А.Н. Леонтьева игра является ведущей деятельностью дошкольника, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, то одним из условий успешной работы по развитию речи является использование различных дидактических игр. Это игры, которые помогают закрепить знание детей по всем разделам развития речи: звуковая культура речи, связная речь, формирование грамматического строя речи, словарная работа. Их можно провести и в первой и во второй половине дня.
Вот некоторые из них: «Кто к нам пришёл?», «Прятки», «Скажи какой?», «Угадай игрушку», «Кто где живёт?», «Едим в лес», «Угадай кто в корзине?», «Кто как кричит?», «Где наши деьки?», «Что купили Маше в магазине?»…
Информация для воспитателя.
1. Длительность дидактических игр зависит от ее содержания и интереса детей (но не более 10-15 мин.).
2. Воспитатель сам определяет, с детьми какого возраста (с учетом их индивидуальных возможностей) провести ту или иную игру.
Подвижные и хороводные игры нормализируют моторную функции ребенка помогают совершенствуют просодические компоненты речи: интонацию, тембр, дикцию, ударение темп, ритм дыхание.
В своей работе использую следующие игры:
Хороводные игры:«Большие и маленькие ножки», «По ровненькой дорожке», «Мы в лесу идём», «Зайка шёл», « Медведь», «Горошина»…
Подвижные игры: «Солнечные зайчики», «Лохматый пёс», «Сова», « Игра в поезд» и другие.
Использование подвижных и хороводных игр развивает координацию слов с движениями, взаимосвязь темпа и ритма речи, формирует умение поддерживать речевое общение.
Игры-стихи повышают настроение и позволяют ребёнку совершать разнообразные двигательные действия, способствующие речевому развитию, формируют умение имитировать слова стихотворения; развивают эмоции, произвольное внимание, слух, зрение, речевую память, развивают чувства ритма, быстроту реакции
В каждодевной работе использовала такие игры-стихи: «Мишка косолапый», «Топаем – хлопаем», «Мы ногами топ-топ-топ», «Застучали ножки», «Жил – был зайчик», «Самолеты», «Зайка серенький сидит», «Два жука», «Как на горке», «Снежинки», «Стрекоза», «Лисичка»…..
Для проверки результатов системы работы в мае были проведены наблюдения за речью воспитанников.
все дети понимают обращенную к ним речь взрослого.
12
детей легко находят нужные предметы и выполняют элементарные поручения и инструкции.
8
детей активно пользуются речью, обращаясь ко взрослым и к сверстникам, используя простые слова и словосочетания.
7
детей
используют в речи предложения из 2 - 3 слов.
Также были обнаружены следующие проблемы:
0
детей не проявляют инициативу в общении со взрослым, не обращаются к нему с просьбой или высказыванием.
0
детей пользуются
лепетной
речью и упрощенными словами.
0
детей
заменяют речь мимикой и жестами.
Считаю, что данная система игр оказывает положительное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста. Это стало видно из результатов наблюдения за речью воспитанников группы в конце года.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат