Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 5»
Урок по развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
Тема: «Насекомые: муравей».
Учитель высшей категории:
О.Н. Стребкова
Цель: Ознакомление учащихся с насекомым муравей.
Задачи:
Закрепить знания учащихся о насекомых, умение называть и различать их.
Коррекция связной речи на основе составления простых распространенных предложений и короткого рассказа.
Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Раздаточный материал: карточки с насекомыми, пазл «Муравей», интерактивные тетради, муляж муравья, макет муравейника.
Словарь: Муравей, муравьи, муравейник, голова, усики, грудь, брюшко, санитар леса.
Ход урока
I. Орг. Момент.
- Долгожданный дан звонок
- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. (Проверка рабочих мест учащихся).
Дежурный ответит какое сегодня число, месяц и день недели.
- Как называется урок? (Развитие речи)
- Вспомните девиз урока развития речи. (Говорим неторопливо, очень внятно и красиво.)
Учащиеся выполняют
Аня отвечает
II. Фенологическая минутка.
Но сначала вспомним какое время года сейчас?
Назовите весенние месяцы
А теперь закройте глазки и внимательно послушайте.
Что услышали? Капель какая? Ручьи что делают?
Для какого весеннего месяца характерны эти звуки? Значит сейчас какой месяц?
Какой по счёту месяц апрель с начала весны?
- Какой по счёту месяц апрель с начала нового года? (4)
Какой месяц наступит после апреля?
Давайте поговорим о погоде.
1.Облачность.
Посмотрите на небо. Сегодня ясно или пасмурно? (символ)
2.Осадки
Есть ли сегодня осадки? (снег, дождь, град, без осадков).(символ)
3.Ветер
Что можете сказать о ветре? (сильный, слабый, без ветра). (символ)
Итог. Молодцы, ребята! Вы справились с заданием потому, что были наблюдательны.
Ответ детей
III. Разминка
— А для того, чтобы говорить красиво и правильно, надо, чтобы наши губы и язык хорошо работали.
— Скажите, какое сейчас время года?
— Давайте расскажем, какие изменения происходят весной в природе.
— Говорим чётко и дружно.
Дует легкий ветерок: с - с - с... И качает так листок: ш- ш - ш... Дует сильный ветерок: с - с - с... И качает так листок: ш - ш - ш... Жук на веточки сидит, и тихонечко жужжит: ж-ж-ж-ж…
Скоро ёжик запыхтит: пых-пых- пых- пых…
Колокольчик зазвенит: динь-динь-динь…
Радуется детвора: ура - ура - ура…
Ведь на улице весна!
Дили –дили - дили - дили
Солнца лучики будили
Всех жуков и пауков(ж-ж-ж – на выдохе)
И веселых мотыльков (У-У-У_)
Всех зайчат, всех ежат ( ф-ф-ф)
Всех ленивых медвежат (р-р-р_)
И воробышек проснулся (чик –чирик)
Дили - дили - дили - дили
Встали все кого будили
Отработка навыка согласования слов во фразе.
Весёлый…(день)
Яркое…(солнце)
Звонкая…(капель)
Ароматный…(цветок)
Писклявый…(комар, голос)
Назойливая…(муха)
Трудолюбивая…(пчела, девочка)
Трудолюбивый…(мальчик, муравей)
Повторяют за учителем
Учитель кидает мяч, называя предмет, ученик отвечает, называя признак.
IV. Введение в тему.
Сегодня на уроке развития речи мы продолжим с вами открывать для себя мир животных. О ком мы будем сегодня говорить на уроке, угадайте сами. Посмотрите на картинки, которые лежат у вас на парте. Назовите кто на них изображен.
Назовите одним словом кто здесь из мира животных?
Игра «Кто лишний?»
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, бабочка, собака.
-Возьмите карточки, посмотрите внимательно и зачеркните лишний предмет.
-Объясните свой выбор.
Кто остался?
Еще раз как мы можем назвать их одним словом? (Насекомые)
А чтобы узнать кого мы сегодня будем изучать из группы насекомых, вам нужно собрать картинку.
Так о ком мы будем говорить на уроке?
Вывод: Значит, муравей- это насекомое.
Сегодня тема нашего урока: Насекомые: муравей.
И мы будем собирать материал о муравье.
МУРАВЕЙ. Прочитаем все вместе по слогам.
Сколько слогов в слове МУРАВЕЙ?
Какой звук выделен? Надо запомнить, как правильно писать. А если муравьёв много, как скажем?
На парте у вас муляж муравья.
Присмотримся к муравью. Из каких частей состоит тело:
Голова
Грудка
(покрыта рисом)
Брюшко
(покрыто гречневой крупой)
Сколько усиков на голове?
Сколько ног у муравья?
Откройте интерактивные тетради и посмотрите, у муравья исчезло тело. В голубом кармашке есть части тела. Соотнесите и наклейте правильно части тела муравья.
Молодцы.
На партах у детей набор картинок (бабочка, гусеница, божья коровка, комар, муравей)
Насекомые
В конверте разрезанная картинка муравья. Собирают пазл с муравьем
О муравье.
Вывешивается тема
Работа со словарным словом
Муравьи.
На доске слова частей тела и дети прочитывают их
V. Физминутка.
Наш старый знакомый паучок приглашает нас на разминку. Встали.
Выполняют физминутку по музыку.
Мы познакомились с муравьем. А где же живут муравьи, попробуем отгадать. Ребята, Сережа нам приготовил загадку. Послушайте.
Аня, повтори нам её. А кто отгадал, что это?
Правильно.
Живут муравьи в муравейнике (макет), строят их на старых пнях. Это многоэтажный дом. Сверху муравьи делают покрытие из иголочек, веточек, коры.
Покрытие защищает жилище от дождя, холода, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. Под этим покрытием есть комнаты. Откройте макет, который лежит перед вами. Посмотрите сколько комнат в муравейнике. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями- солдатами. Под землёй у них множество квартир.
Просмотр фильма про муравейник.
В фильме мы услышали, что муравьев называют «санитарами леса». Как вы думаете, почему?
Потому что муравьи питаются вредными насекомыми.
- Подумайте и скажите гусеницы вредны или полезны для леса?
- Почему вредны?
- Поедая гусениц, муравей помогает лесу?
Вот почему муравьи санитары леса.
Ребята один муравей за лето уничтожает целый ранец гусениц и жуков.
Еще едят грибы, сок и семена растений.
Вот мы и познакомились с вами с муравьем.
День закончился, но впрок
Надо повторить урок!
Если я скажу про вас,
Вы похлопайте
Не согласен – не кричи,
А потопайте
- Муравейник мы найдем,
Понаблюдаем и уйдем.
- С берега кидаем в реку
То пакеты, то газеты.
- Мы ежонка увидали
И домой его забрали.
- Не развожу костров в лесу,
Берегу его красу.
- Чтобы ягоды собрать,
Надо ветки обломать!
- По тропинке кто шагает,
На муравьев не наступает?
- Природа – это наш общий дом. Ее надо беречь насколько хватает сил! С бесцельно сорванной ветки или цветка, пойманной бабочки или жука, разрушенного муравейника начинается разрушение природы.
Помните всегда об этом и берегите природу.
Мнемотехника
Муравейник.
На партах макеты муравейников.
VI. Итог урока
-О каком насекомом мы с вами сегодня говорили?
- Что вы узнали нового о муравье?
-Почему муравьёв называют «санитарами леса»?
- Что понравилось вам на уроке?
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат