Дата публикации:
16.06.2022
Автор:
Матвеева Светлана Валентиновна, учитель географии
Название работы:
Духовно-нравственные основы семейного воспитания
Работа:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Матвеева С.В., учитель географии
МБОУ г. Астрахани СОШ № 55
Какая огромная тема –
Простая семейная жизнь,
Заложена с детства система,
И ты на нее положись.
В.П. Шабалин, наш современник
Воспитание и образование всегда начинается в семье. Именно оно является первой школой, определяющей жизненный путь ребенка. Очень важно, чтобы родители показывали пример глубокой взаимной любви и преданности, поскольку, как отмечают психологи, для ребенка важно не только то, как относятся к нему, но и как отец и мать относятся друг другу. Конечно, многие родители далеко не всегда могут уделить ребенку должное внимание. Немалое, а иногда и основное место в жизни современной семьи занимают телевизор и в целом массовая медийная индустрия, которая формирует личность исходя из своих коммерческих или политических интересов.
Много раз приходилось слышать, как родители сетовали на то, что у них плохие дети, которые их не слушаются; на то, что разрывается связь в отношениях детей и родителей. Но ведь в детях мы видим самих себя. Дети – это зеркало взрослого поколения. И если семья живет жизнью безнравственной, если дети видят обман, лицемерие, двоедушие, то никакие слова о высоком, произнесенные в школе, дома или даже в Церкви, обычно не могут разрушить это влияние семьи. Поэтому воспитание ребенка начинается с семьи, а все остальное, повиснет в воздухе и останется пустыми словами, если не будет подкрепляться личным подвигом родителей.
Замечательные слова Священного Писания о том, что из сердца человека исходят злые помыслы (Мк. 7, 21). Злые помыслы, злые дела, как и добрые, помысли и добрые дела, формируются в семье – в первую очередь на примере родителей. [6]
С точки зрения современной науки семья – это малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. [ 1 ]
Нравственные отношения охватывают вопросы семейных чувств, прежде всего любви и долга, нравственных ценностей семьи, нравственного воспитания, создавая фундаментальную основу развития ребенка как человека и гражданина.
Духовно-нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание моральных ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости. В семье формируются разумные потребности, ответственность, самостоятельность, бережливость. [4] Примером этому, является православная семья.
Основой духовно-нравственного становления в православной традиции является воспитание в православной семье, которая, согласно церковному преданию, рассматривается как малая Церковь. Православная семья рождается в Таинстве Брака. В нем благословляется потомство супругов, которым даруется благодать на воспитание детей. Крепость православной семьи покоится на совместном исполнении воли Божией. Главой малой Церкви, так же как и главой Вселенской Церкви, является Господь. Семья устроена иерархически: муж – глава жене, жена почитает мужа и послушна ему, дети находятся в послушании у родителей. Такие отношения способствуют духовному становлению личности и различные периоды ее развития и раскрытию ее психофизических сил при условии признания важных обязанностей спасительными и обязательными. Ни один из супругов не имеет в браке друг над другом абсолютной нахождение своего места в ней должно быть актом свободной воли каждого. Насилие над волею другого, хотя бы во имя любви, убивает саму любовь.
Православная семья – наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Являясь хранительницей духовно-нравственных традиций, она более воспитывает детей укладом жизни, понимаем необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось нам от предыдущих поколений. Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и ответственную традицию.
Воспитательные ориентиры семьи в православной традиции учитывают возрастные особенности духовно-нравственного становления человека: здесь выделяются четыре основных периода:
- первый год жизни;
- дошкольный период;
- период школьного обучения;
- юношеский период.
Воспитательные установки в первый год жизни включают:
- любовь и доверие к родителям, воспитываемые тесным телесным, душевным и духовным общением с ними. Любящий взгляд родителей – это точка встречи одной души с другой;
- ранее и чистое приобщение к Таинствам Церкви, в которых ребенку сообщается поддерживающая его дух Благодать Божья;
- культивирование первых впечатлений и чувств ребенка, концентрация их на священных предметах;
- удаление от ребенка раздражающих и развращающих впечатлений, ограждение его от общения с проявлениями греховных чувств, необходимость особо следить за своими действиями и проявлениями чувств при ребенке.
Воспитательные установления дошкольного периода ориентированы на приоритетное становление речи и воли. Главное – воспитание послушания и целомудрия ума, образование здравых суждений и здоровых понятий о том, что есть добро и что есть зло. Воспитательные средства – разговоры с ребенком и вопросы, чтение специально подобранных книг, способствующих насыщению ума, тщательная дисциплина способного речевого поведения при общении с ребенком.
Воспитательные ориентиры в период школьного обучения обусловлены тем, чтобы в процессе овладения основами наук, что составляет главную задачу школы, было сохранено благоприобретенное в семейном воспитании. Необходимо следить, чтобы порядок и содержание школьного обучения не был противоположен духовному настроению семьи, поддерживать в ребенке благочестие, продолжая благотворно воздействовать на его душу, дух, окружая церковной средой. Рекомендуется одобрять его не только за успешную учебу, но, в первую очередь, за добронравие, поддержания убеждение, что главное для христианства – это Богоугодная жизнь.
Воспитательные установления в юношеский период проистекают из понимания этого времени как возраста вскипания телесной и духовной жизни. Задача воспитания – помочь юному человеку сохранить обязывающую силу христианского исповедания и христианской жизни. Воспитательные средства – опора на христианские обеты, укрепленные в предшествующие годы, наставничество духовно опытных руководителей (хорошо, если эту задачу может выполнить один из родителей). От наставника требуется терпение, внимание к духовным нуждам воспитанника, твердость исповедания веры, понимание особенностей искушений, грозящих юному человеку. [2]
Проблема духовно-нравственного воспитания в нашей стране на современном этапе ее развития стоит особенно остро. Об этом 11 марта 2009 г. в своем вступительном слове на совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодежи говорил Д.А.Медведев. В частности, он сказал: …ценностный вакуум, который образовался и в советский период, и в 90-е годы, негативно сказался на молодом поколении. Молодежь, естественно, оказалась более уязвима перед лицом различного рода деструктивных идейных течений, в том числе и псевдорелигиозных. Она оказалась подвержена влиянию тех, кто разжигает национальную и религиозную нетерпимость в нашей стране. При этом утрата нравственных ориентиров стала и одной из причин пьянства, наркомании среди молодежи.
Но решить эту проблему силами только семьи невозможно. Духовно-нравственное воспитание молодежи может успешно осуществляться только во взаимодействии семьи, дошкольных учреждений, школы, учреждениями дополнительного образования и самим обществом. [3]
Литература:
Маленькова Л.И. Семья в жизни и развитии человека (ребенка) или об истоках семейного воспитания (журнал Воспитание детей и молодежи № 3 2016 год) с. 17
Игумен Георгий (Е.В.Шестун) Духовно-нравственное становление личности в православной традиции. (журнал Педагогика № 4 2008 год) с. 53
Абрамов С.И. Роль педагогической деятельности духовно-просветительного центра малого города в развитии личности старшего школьника (журнал Воспитание детей и молодежи № 3 2019 год) с. 5
Педагогига. Под редакцией П.И.Пидкасистого.Высшее образовангие. Москва. 2007 год. с.319
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XIV Всемирного русского народного собора. Духовно-нравственное воспитание. (журнал Воспитание детей и молодежи № 3 2015 год) с. 2
Скачать работу
Матвеева С.В., учитель географии
МБОУ г. Астрахани СОШ № 55
Какая огромная тема –
Простая семейная жизнь,
Заложена с детства система,
И ты на нее положись.
В.П. Шабалин, наш современник
Воспитание и образование всегда начинается в семье. Именно оно является первой школой, определяющей жизненный путь ребенка. Очень важно, чтобы родители показывали пример глубокой взаимной любви и преданности, поскольку, как отмечают психологи, для ребенка важно не только то, как относятся к нему, но и как отец и мать относятся друг другу. Конечно, многие родители далеко не всегда могут уделить ребенку должное внимание. Немалое, а иногда и основное место в жизни современной семьи занимают телевизор и в целом массовая медийная индустрия, которая формирует личность исходя из своих коммерческих или политических интересов.
Много раз приходилось слышать, как родители сетовали на то, что у них плохие дети, которые их не слушаются; на то, что разрывается связь в отношениях детей и родителей. Но ведь в детях мы видим самих себя. Дети – это зеркало взрослого поколения. И если семья живет жизнью безнравственной, если дети видят обман, лицемерие, двоедушие, то никакие слова о высоком, произнесенные в школе, дома или даже в Церкви, обычно не могут разрушить это влияние семьи. Поэтому воспитание ребенка начинается с семьи, а все остальное, повиснет в воздухе и останется пустыми словами, если не будет подкрепляться личным подвигом родителей.
Замечательные слова Священного Писания о том, что из сердца человека исходят злые помыслы (Мк. 7, 21). Злые помыслы, злые дела, как и добрые, помысли и добрые дела, формируются в семье – в первую очередь на примере родителей. [6]
С точки зрения современной науки семья – это малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. [ 1 ]
Нравственные отношения охватывают вопросы семейных чувств, прежде всего любви и долга, нравственных ценностей семьи, нравственного воспитания, создавая фундаментальную основу развития ребенка как человека и гражданина.
Духовно-нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание моральных ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости. В семье формируются разумные потребности, ответственность, самостоятельность, бережливость. [4] Примером этому, является православная семья.
Основой духовно-нравственного становления в православной традиции является воспитание в православной семье, которая, согласно церковному преданию, рассматривается как малая Церковь. Православная семья рождается в Таинстве Брака. В нем благословляется потомство супругов, которым даруется благодать на воспитание детей. Крепость православной семьи покоится на совместном исполнении воли Божией. Главой малой Церкви, так же как и главой Вселенской Церкви, является Господь. Семья устроена иерархически: муж – глава жене, жена почитает мужа и послушна ему, дети находятся в послушании у родителей. Такие отношения способствуют духовному становлению личности и различные периоды ее развития и раскрытию ее психофизических сил при условии признания важных обязанностей спасительными и обязательными. Ни один из супругов не имеет в браке друг над другом абсолютной нахождение своего места в ней должно быть актом свободной воли каждого. Насилие над волею другого, хотя бы во имя любви, убивает саму любовь.
Православная семья – наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Являясь хранительницей духовно-нравственных традиций, она более воспитывает детей укладом жизни, понимаем необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось нам от предыдущих поколений. Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и ответственную традицию.
Воспитательные ориентиры семьи в православной традиции учитывают возрастные особенности духовно-нравственного становления человека: здесь выделяются четыре основных периода:
- первый год жизни;
- дошкольный период;
- период школьного обучения;
- юношеский период.
Воспитательные установки в первый год жизни включают:
- любовь и доверие к родителям, воспитываемые тесным телесным, душевным и духовным общением с ними. Любящий взгляд родителей – это точка встречи одной души с другой;
- ранее и чистое приобщение к Таинствам Церкви, в которых ребенку сообщается поддерживающая его дух Благодать Божья;
- культивирование первых впечатлений и чувств ребенка, концентрация их на священных предметах;
- удаление от ребенка раздражающих и развращающих впечатлений, ограждение его от общения с проявлениями греховных чувств, необходимость особо следить за своими действиями и проявлениями чувств при ребенке.
Воспитательные установления дошкольного периода ориентированы на приоритетное становление речи и воли. Главное – воспитание послушания и целомудрия ума, образование здравых суждений и здоровых понятий о том, что есть добро и что есть зло. Воспитательные средства – разговоры с ребенком и вопросы, чтение специально подобранных книг, способствующих насыщению ума, тщательная дисциплина способного речевого поведения при общении с ребенком.
Воспитательные ориентиры в период школьного обучения обусловлены тем, чтобы в процессе овладения основами наук, что составляет главную задачу школы, было сохранено благоприобретенное в семейном воспитании. Необходимо следить, чтобы порядок и содержание школьного обучения не был противоположен духовному настроению семьи, поддерживать в ребенке благочестие, продолжая благотворно воздействовать на его душу, дух, окружая церковной средой. Рекомендуется одобрять его не только за успешную учебу, но, в первую очередь, за добронравие, поддержания убеждение, что главное для христианства – это Богоугодная жизнь.
Воспитательные установления в юношеский период проистекают из понимания этого времени как возраста вскипания телесной и духовной жизни. Задача воспитания – помочь юному человеку сохранить обязывающую силу христианского исповедания и христианской жизни. Воспитательные средства – опора на христианские обеты, укрепленные в предшествующие годы, наставничество духовно опытных руководителей (хорошо, если эту задачу может выполнить один из родителей). От наставника требуется терпение, внимание к духовным нуждам воспитанника, твердость исповедания веры, понимание особенностей искушений, грозящих юному человеку. [2]
Проблема духовно-нравственного воспитания в нашей стране на современном этапе ее развития стоит особенно остро. Об этом 11 марта 2009 г. в своем вступительном слове на совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодежи говорил Д.А.Медведев. В частности, он сказал: …ценностный вакуум, который образовался и в советский период, и в 90-е годы, негативно сказался на молодом поколении. Молодежь, естественно, оказалась более уязвима перед лицом различного рода деструктивных идейных течений, в том числе и псевдорелигиозных. Она оказалась подвержена влиянию тех, кто разжигает национальную и религиозную нетерпимость в нашей стране. При этом утрата нравственных ориентиров стала и одной из причин пьянства, наркомании среди молодежи.
Но решить эту проблему силами только семьи невозможно. Духовно-нравственное воспитание молодежи может успешно осуществляться только во взаимодействии семьи, дошкольных учреждений, школы, учреждениями дополнительного образования и самим обществом. [3]
Литература:
Маленькова Л.И. Семья в жизни и развитии человека (ребенка) или об истоках семейного воспитания (журнал Воспитание детей и молодежи № 3 2016 год) с. 17
Игумен Георгий (Е.В.Шестун) Духовно-нравственное становление личности в православной традиции. (журнал Педагогика № 4 2008 год) с. 53
Абрамов С.И. Роль педагогической деятельности духовно-просветительного центра малого города в развитии личности старшего школьника (журнал Воспитание детей и молодежи № 3 2019 год) с. 5
Педагогига. Под редакцией П.И.Пидкасистого.Высшее образовангие. Москва. 2007 год. с.319
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XIV Всемирного русского народного собора. Духовно-нравственное воспитание. (журнал Воспитание детей и молодежи № 3 2015 год) с. 2
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств