Юнг Татьяна Николаевна,
Молчанова Елена Анатольевна,
Сторожева Галина Викторовна,
Шеховцова Людмила Дмитриевна,
учителя МАОУ «СПШ №33» (г.Старый Оскол, Белгородская область)
Особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста
Понятия учебной деятельности в педагогике и психологии не совпадают. Педагог называет любую деятельность в процессе обучения учебной, т.е. с педагогических позиций учение ребенка и учебная деятельность — синонимы. Иной смысл вкладывают в это понятие психологи. Впервые эту точку зрения обосновал Д.Б. Эльконин, который рассматривал учебную деятельность с позиции развития ребенка младшего школьного возраста.
По отношению к учебной деятельности мотивы учебной деятельности делятся на:
•внешние, т.е. не связанные с содержанием и целью учебной деятельности. Например: на протяжении нескольких дней ребенок старательно выполняет все домашние задания, учительница его хвалит и ставит хорошие отметки. Через неделю все меняется. Учительница, пытаясь понять причину отрицательных изменений в отношении ребенка к урокам, узнает, что родители пообещали ребенку в случае, если он на протяжении недели не получит ни одной «тройки» и будет выполнять сам все домашние задания, подарить ему велосипед. Как только эта цель была достигнута, учебная деятельность перестала быть средством реализации более значимого мотива;
•внутренние мотивы связаны с целями и содержанием учебной деятельности. Примером такого мотива является познавательный интерес ребенка к способам решения определенного типа учебных задач.
По уровню действенности все мотивы можно разделить на понимаемые и реально действующие. К понимаемым мотивам относятся те, которые ребенок принимает для себя как правильные, но не всегда им следует.
Например, первоклассник понимает, что есть на уроке нельзя, он согласен с таким правилом поведения. Но в данный момент он очень голоден. Поэтому, когда учительница отворачивается к доске, он достает из сумки яблоко и украдкой, чтобы не заметила учительница, быстро старается его съесть.
Реально действующие мотивы обладают гораздо большей побуждающей силой. Именно под их влиянием ребенок поступает определенным образом.
Таким образом, процесс развития у младших школьников учебно-познавательной мотивации как ведущей в этот период развития является главным условием освоения ребенком учебной деятельности.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важные задачи.
В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся. Поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, так как свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни.
С первых дней обучения в школе у ребенка появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя и с выполненными заданиями, потребность в одобрении со стороны взрослых (особенно учителя), потребность выполнять определенную общественную роль (быть старостой, санитаром, командиром и т. д.).
Авторитет педагога, родителя как носителя коллективных норм и ценностей для учащихся этого возраста достаточно высок. Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат